Top.Mail.Ru

Михаил Карягин: Трамп пробует все рычаги, чтобы красиво выйти из украинского сюжета

© Carlos Barria / Reuters
Политолог объяснил, зачем американский президент снова заговорил о поставках оружия Киеву и почему его стратегия может обернуться отказом от участия в урегулировании

Обещание Дональда Трампа увеличить военную помощь Украине может выглядеть как резкое изменение в его подходе. На деле — не факт. Как напомнил политолог Михаил Карягин для «Актуальных комментариев», 47-й президент США известен своей склонностью к громким заявлениям, которые не всегда подтверждаются действиями.

«Тем не менее, — замечает эксперт, — пока всё указывает на то, что президент США готовит основу если не для полного выхода из процесса урегулирования, то хотя бы для минимизации роли Вашингтона».

Ключевым маркером перемен стало признание самого Трампа: впервые за всё время он усомнился в своей способности остановить конфликт на Украине. «Я не знаю. Я не могу сказать вам, произойдет ли это или нет», — заявил он журналистам.

Раньше Трамп строил риторику на тезисе «могу закончить войну за один день» — и старательно отбивал все вопросы, почему до сих пор этого не сделал. Теперь же, по мнению Карягина, президент «публично демонстрирует, что его уверенность пошатнулась».

«Выход Трампа из переговорного процесса нанесёт ему серьезный репутационный удар. <...> Простое самоустранение представляется невозможным», — отмечает эксперт.

Именно поэтому, считает Карягин, сейчас Трамп использует весь возможный инструментарий, чтобы не просто отойти в сторону — а легитимировать этот шаг. Он должен будет показать: мол, пытался всё — но стороны недоговороспособны.

«Он должен продемонстрировать, что использовал все возможные варианты: от кнутов до пряников, однако непосредственные участники конфликта проявили свою полную недоговороспособность», — подчеркивает политолог.

Трамп уже проверял, как работает временное ограничение поставок вооружения и разведданных Киеву. Особого результата не дало: в Киеве, по словам эксперта, «готовы идти до конца, с Вашингтоном или без». Попытки вернуть переговоры с Москвой тоже не дали эффекта: «Кремль не готов жертвовать национальными интересами ради частичного снятия санкций».

Теперь, вероятно, Трамп разворачивает стратегию на 180 градусов: обещает оружие, а через сенатора Линдси Грэма — угрожает России новыми жесткими санкциями. Такой ход — часть его «политического спектакля», после которого Белый дом сможет сказать: мы сделали всё, но дальше — без нас.

Тем не менее, Трамп будет тянуть до последнего. Он по-прежнему хочет оставаться в статусе медиатора. Но, по словам Карягина, «растущая активность как на линии фронта, так и в сфере дальнобойных ударов» вызывает всё больше неудобных вопросов.

«В какой-то момент критическая масса негатива от неспособности урегулировать конфликт перевесит репутационные риски от жёсткого выхода из процесса», — уверен политолог.

Ключевым моментом, по его оценке, может стать 2026 год. Если конфликт не удастся остановить в первый год нового президентского срока, дальше, по сути, останется только один выбор — выстраивать дистанцию и сохранять лицо.


Материал создан при помощи ИИ

Теги: Мнения и аналитика