Top.Mail.Ru

Вошел в страну — включи GPS: геолокацию мигрантов начнут отслеживать по смартфону

© freepik
Эксперимент по регистрации иностранцев по геолокации стартует в сентябре. Кто попадет в список, как всё будет работать и что думают эксперты

С 1 сентября 2025 года в Москве и Московской области начнётся эксперимент, аналогов которому в России еще не было. Мигрантов, прибывших без визы, планируют ставить на учет через специальное мобильное приложение. Они должны будут не просто зарегистрироваться, но и передавать в МВД данные о своём местонахождении — фактически отслеживаться в режиме реального времени.

Госдума приняла соответствующий закон. Эксперимент продлится четыре года — до 1 сентября 2029 года, об этом сообщило РИА Новости.

Как пояснил спикер Госдумы Вячеслав Володин, речь идёт не только о регистрации:

«Для них введут обязательную регистрацию по месту нахождения, дактилоскопию, биометрическое фотографирование и мониторинг геолокации абонентских устройств».
© freepik

Мера не коснется дипломатов и граждан Белоруссии, а вот все остальные — в частности, трудовые мигранты, приехавшие по патенту, — окажутся в новой системе. Если устройство перестанет передавать локацию три дня подряд, данные о человеке попадут в реестр контролируемых лиц. При этом возможность работать в соседнем регионе (например, в Петербурге при оформлении патента в Москве) сохраняется — при условии, что между субъектами заключено соглашение.

Ленобласть пока в стороне

На уровне региональных парламентов проект пока официально не обсуждали.

«На законодательном собрании Ленинградской области это предложение не рассматривалось, коллеги из Госдумы с этим вопросом к регионам не обращались», — сообщил "Общей газете Ленинградской области" депутат ЗакСа Станислав Еремеев. — «Если говорить о моей личной позиции, я считаю, что при принятии тех или иных нормативных актов очень важно учитывать следующие вещи: насколько принятый закон помогает, а не мешает».

Он также предположил, что одной из целей нового механизма может быть противодействие мошенничеству со стороны иностранных граждан:

«На сегодняшний день, к сожалению, есть такое позорное явление, когда мошенники играют на благородных патриотических чувствах наших сограждан, создают ложные сайты и сборы средств, якобы для бойцов СВО. Возникает вопрос, как с этим бороться. Посыл понятен. Но насколько он технологичен, насколько он направлен на помощь — нужно смотреть на практику».
© freepik

Возможен ли тотальный цифровой контроль?

По мнению адвоката, профессора, общественного деятеля и члена-корреспондента РАЕН Яниса Юкши, сама идея постановки мигрантов на учет не вызывает сомнений — это необходимая мера государственной безопасности и элемент элементарного правопорядка. «Первый тезис: мигрантов надо ставить на учет. Это не обсуждается», — говорит он.

Традиционный способ — через очный визит в отделения миграционной службы, через официальные процедуры с личным присутствием. Но теперь государство предлагает новый вариант— регистрацию через мобильное приложение, с передачей геолокации и онлайн-учетом. 

На первый взгляд, кажется, что цифровая система упростит задачу. Но есть серьёзный вопрос к тому, насколько она действительно будет работать в реальности. И главное — кто будет отвечать за подлинность передаваемых данных?

«Конечно, это, с одной стороны, очень позитивно. Потому что вроде как можно через некое приложение заставить людей привязать какой-то номер телефонный. Но какие у нас гарантии, что этот номер будет использоваться конкретным человеком?»
© freepik

То есть, если приложение установлено — это ещё не значит, что отслеживается нужный человек. Смартфон может быть передан другому, сим-карта — зарегистрирована на третье лицо, а геолокация — подменена техническими средствами. По мнению Юкши, такая схема создаёт пространство для злоупотреблений, и, как он подчеркивает, «злоупотребление возможно тотально».

«Я вообще не очень приветствую все действия через систему интернет. Это, конечно, упрощает ситуацию, облегчает некие действия. Я понимаю, почему вопрос этот встал: на сегодняшний день в нашу страну въехало такое количество людей, что просто загнать их в пункты регистрации — это целая спецоперация».

То есть физически и технически обработать такое число заявлений очно — задача почти нереализуемая. Но и полностью перекладываться на онлайн — опасно. По словам Яниса Юкши, в некоторых районах, особенно в Подмосковье, даже стабильного интернета нет, а значит — данные могут попросту не передаваться.

Юкша акцентирует: альтернатива обязательна. Онлайн-сервис может быть одним из каналов регистрации, но не единственным. Он также подчеркивает, что вне зависимости от технического способа, суть остаётся прежней: каждое иностранное лицо, прибывшее на территорию России, должно быть учтено.

«Любой мигрант, любое лицо должно быть зарегистрировано. Мы должны понимать, что происходит в общественном пространстве и с какими целями к нам люди приезжают. Если это работа — одни требования. Если туризм — другие. Если что-то ещё — третьи».
© freepik

Как устроен миграционный учет в России

Эксперимент с мобильным приложением в Москве и Подмосковье, несмотря на новизну, не возникает на пустом месте. В России уже существует обязательная система миграционного учёта, и она довольно строго регламентирована. Иностранцы, приезжающие в страну, должны официально встать на учёт в органах внутренних дел по месту пребывания. 

Основанием для этого служит Федеральный закон № 163-ФЗ от 27 июня 2018 года. Согласно ему, у иностранного гражданина есть всего три рабочих дня на то, чтобы пройти регистрацию после прибытия в страну. Причем сделать это обязаны абсолютно все иностранцы — вне зависимости от цели визита: будь то работа, учеба, туризм или воссоединение с семьей. Исключение — граждане Белоруссии и некоторые иные категории, предусмотренные законом.

Если у иностранца есть жильё или официальное место жительства в России, он обязан зарегистрироваться и по месту жительства. А если он планирует остаться надолго — свыше 90 дней, — его ждут обязательная дактилоскопия и биометрическое фотографирование. За постановку на миграционный учет отвечают подразделения МВД по вопросам миграции.

© Валентин Илюшин / Online47

Иными словами, Россия уже давно имеет систему контроля за иностранцами. Однако, как отмечает первый замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Казбек Тайсаев, на практике всё далеко от идеала:

«В реальности в большинстве случаев миграционный учёт не соответствует местам фактического проживания мигрантов».

Адвокат и профессор Янис Юкша подчёркивает: да, мигранты должны быть на учёте. Это аксиома. Но традиционная регистрация по адресу — это лишь одна сторона контроля. 

«Регистрация в квартире — это немного другая ситуация. Хотя её можно отнести к действиям в рамках общественного интереса. Общество должно знать, где лицо преимущественно проживает. Ведь именно по этому адресу оно будет уведомляться, если в отношении него возбуждены гражданские или административные дела», — поясняет Юкша.

Юкша напоминает, что регистрация — это не просто формальность. Это система, которая позволяет государству понимать, где и с какой целью находится человек. Это способ правовой коммуникации: по месту регистрации можно отправить повестку, извещение, судебное уведомление. А без этой связи — правовая пустота.

По его словам, дело не в гражданстве. Принцип должен быть универсален:

«Мы всё время подвержены риску наступления на права других лиц. Поэтому у человека должны быть корни, якорь, где его можно найти. Независимо от того, мигрант он или гражданин страны».
© freepik

Законно ли отслеживать мигрантов через смартфоны?

По мнению Яниса Юкши, с юридической точки зрения эксперимент с мобильным приложением не нарушает ни российские законы, ни международные обязательства. Всё упирается в форму передачи информации: данные мигранты будут передавать добровольно, подавая согласие на сбор и обработку персональных данных.

«Если данные передаются самим гражданином, это не идёт вразрез с действующим законодательством», — говорит он.

Юкша добавляет, что на фоне недавних громких трагедий и терактов контроль становится не просто бюрократической задачей, а необходимостью.

«Это совершенно разумная мера после всех громких событий. Она просто необходима», — считает адвокат.
© freepik

А если телефон выключат или геолокацию подменят?

Очевидный вопрос — что произойдет, если мигрант решит обойти систему? Например, выключит телефон, отключит GPS или установит VPN? Что делать, если смартфон потерян, сломан или вообще не принадлежит самому мигранту?

На этот счет в документе прописан механизм: если данные о геолокации не поступают три дня подряд, мигрант автоматически попадает в специальный реестр контролируемых лиц. Об этом заявляет Казбек Тайсаев:

«Контроль пребывания реализуется через мониторинг геолокации по телефону. При попытке обхода контроля мигрант будет включен в реестр контролируемых лиц».
© Пресс-служба Госдумы

Что будет дальше — пока до конца не ясно. Текст закона таких подробностей не содержит, и, как предполагает «Коммерсантъ», технические детали и порядок действий в спорных ситуациях будут прописаны в специальном соглашении между МВД и властями Москвы и Московской области.

По словам Юкши, если у человека нет других нарушений закона, самый вероятный сценарий — это выдворение из страны:

«В случае любого подобного нарушения и при отсутствии других гражданско-правовых или уголовных преступлений — единственный возможный вариант, который предусматривается, это депортация».

Таким образом, система будет работать по принципу: либо ты взаимодействуешь с государством — и подтверждаешь свое право находиться в стране, либо — теряешь это право.

Теги: Мнения и аналитика