Мира там не желают: эксперты об ответе Киева на предложение перемирия к 9 Мая

Россия в одностороннем порядке объявила о прекращении огня с 00:00 8 мая по 00:00 11 мая, приуроченном к Дню Победы. В заявлении Кремля подчеркивается, что это решение принято «исходя из гуманитарных соображений», и Москва ожидает, что Украина «последует примеру».
Однако, как и в случае пасхального перемирия, объявленного в апреле, киевская сторона не только не выразила готовности к диалогу, но и отвергла саму идею как «манипулятивную».
Президент Украины Владимир Зеленский заявил: «Почему-то все должны ждать 8 мая, чтобы обеспечить тишину на время парада. Нет причин ждать 8 мая». Он также добавил: «Сейчас они переживают, что у них парад под вопросом, и правильно переживают» — тем самым фактически намекнув на возможные атаки на российскую территорию в праздничные дни.
Ранее, во время пасхального перемирия, российская сторона зафиксировала почти 5 тысяч нарушений режима тишины со стороны ВСУ. Среди них — артобстрелы, атаки беспилотников и даже удары по эвакуационным группам с белыми флагами. По данным Минобороны РФ, в ряде случаев украинским военным попросту не была доведена информация о перемирии.

О том, как интерпретировать инициативу Москвы и поведение Киева, «Общей газете Ленинградской области» рассказали военные и политические эксперты.
Попытка к миру будет снова встречена провокациями
Военный эксперт, капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин уверен: реакция украинской стороны уже была предсказуемой.
«Я думаю, всё будет происходить в том же ключе, что и раньше. Зеленский уже заявил, что вполне может ударить по Красной площади во время парада — это очень показательный момент», — говорит эксперт. «С их стороны, как и раньше, будут провокации. Они будут пытаться “сотворить какую-нибудь пакость”. Мы это уже проходили. Но даже в этих условиях Россия делает шаг навстречу — еще одну попытку найти путь к миру. А со стороны Киева мы видим лишь демонстрацию недоговороспособности».
По словам Дандыкина, несмотря на военную обстановку, инициатива перемирия подтверждает, что Москва остается открытой к переговорам, но не намерена терпеть нарушения.
«Если они снова пойдут на провокации, наш ответ будет — и будет адекватным. Сейчас идет фаза, когда противник может пойти на теракты или другие громкие действия — с этим у них опыт большой, особенно при поддержке “спонсоров”, в первую очередь — англичан», — подчеркнул эксперт. «Военная инициатива всё равно сейчас на нашей стороне. Идут консультации с США. Но на фоне такого поведения Киева всем очевидно: реального мира они не хотят».

Мир — это не их задача
Политолог и эксперт по геополитике Константин Соколов объясняет ситуацию шире — как элемент глобальной игры, в которой Украина остается лишь исполнителем.
«Все очень просто — мира там не желают, и нынешняя игра заключается в чём: Соединённые Штаты хотят выйти из игры. Это старинный геополитический сценарий — стравить Европу во главе с Германией с Россией и её союзниками, для того чтобы, когда обе страны понесут неприемлемый ущерб, англосаксы встали во главе мира над ними. Вот что и делается. Поэтому Трамп объявил себя миротворцем, хотя понятно, что Соединенные Штаты управляли Украиной с самого начала ее суверенного существования, и всё, что там сделано — сделано по плану США. А теперь они уже вроде как посредники в переговорах. Это абсурдная ситуация, на самом деле. Поэтому Зеленский выполняет всё те же самые задания, которые ему и приходили от Соединенных Штатов».
С точки зрения эксперта, отказ Киева от перемирия укладывается в общую схему давления и затягивания конфликта:
«Главное для Запада — снять с себя ответственность, прежде всего с Соединенных Штатов, тогда как конфликт между Россией и Украиной, скорее всего, будет продолжаться. Как поведёт себя украинская сторона во время перемирия — несложно предположить: они будут провоцировать ситуацию, как уже делали не раз. Реальный мир им не нужен — точнее, они его не решают. Западные силы не заказывали мира, и Киев просто исполняет приказ. Я сомневаюсь, что они будут соблюдать перемирие. И это уже очевидно: как справедливо отметил министр иностранных дел Сергей Лавров, украинская сторона рассматривает перемирие лишь как возможность перегруппировать силы и получить подкрепление — в этом и заключается суть происходящего».
Соколов считает, что Россия в этом контексте делает все, что возможно:
«Слушать в политике приходится всегда, в том числе противные силы. То есть политика — это искусство возможного. То, что сейчас возможно сделать, с моей точки зрения, делается. Я предполагаю, что через некоторое время Трамп объявит, кто виноват больше — Зеленский виноват больше, Европа виновата больше или кто-то ещё. Но они постараются выйти из этой ситуации с поисками мира и сгрузить всю ответственность за эту ситуацию на Европу».
Выводы экспертов едины— инициатива перемирия остается гуманитарным шагом, за которым стоит стремление к диалогу. Но Киев, по их мнению, либо не способен, либо не имеет права откликнуться на эту инициативу — и продолжающийся конфликт лишь подтверждает, что политическая воля к миру у украинского руководства по-прежнему отсутствует.