Top.Mail.Ru

Час на «домашку»: почему школьники не должны тратить вечера за тетрадями и кто отвечает за объем заданий

© Валентин Илюшин / Online47
Директор лицея объясняет, как устроены нормы и почему выполнять их — в интересах всех

Домашняя работа для школьников снова оказалась в центре внимания. Минпросвещения напомнило: ученики младших классов не должны тратить на выполнение заданий слишком много времени. Для первоклассников — не более одного часа в день, для вторых–третьих классов — полутора, для четвертых — двух. 

Это требование на самом деле не новое, оно уже давно зафиксировано в санитарных нормах. Но теперь — официально озвучено и дополнительно разъяснено.

В реальности родители всё чаще замечают, что дети делают уроки гораздо дольше. Кто-то сидит вечерами, кто-то — с помощью всей семьи. О том, как на самом деле должно быть устроено домашнее задание «Общей газете Ленинградской области» рассказал директор петербургского лицея № 369 Константин Эдуардович Тхостов.

«Это не сегодняшняя норма. Она всегда была»

Константин Эдуардович объясняет, что помимо федерального закона об образовании в Российской Федерации (№ 273-ФЗ), есть федеральный закон «Санитарные нормы и правила» – САНПИН, который для общеобразовательных учреждений четко регламентирует количество времени, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания.

© Валентин Илюшин / Online47

По его словам, в первом классе вообще отсутствует система оценивания. А значит, как такового домашнего задания быть не должно. Тем не менее в школах стараются мягко приучить ребёнка к ответственности: 

«Лучше аккуратно приучать ребенка с первых шагов. Иначе во втором классе будет проблематично говорить о неких обязательствах по выполнению материалов, которые ориентированы на закрепление пройденного в классе»

Учебный план у первоклассников самый щадящий — 21 час в неделю, из которых три приходится на физкультуру.

«Если их убрать, то получим, что на все оставшиеся часы у них отведено всего 18 учебных часов. Соответственно, в неделю, в период безоценочной системы, поступательного погружения в учебный процесс, в первой четверти, когда есть дополнительные каникулы для первоклассников, больше времени тратить не надо», — подчеркивает директор.

Комментируя инициативу Минпросвещения, Константин Тхостов отметил, что её цель — дополнительно зафиксировать уже действующие нормы и напомнить о них с самого начала обучения, «чтобы неповадно было». По его словам, сейчас особенно важно, чтобы все участники процесса — школа, родители и система образования в целом — соблюдали единые и жёстко установленные правила. Он подчеркнул, что есть федеральный уровень — Министерство просвещения, есть региональные органы управления образованием, и при такой структуре, по его мнению, «всё будет в порядке: ребенок учится, учитель учит, родитель любит и воспитывает».

© Валентин Илюшин / Online47

Кто должен следить за тем, сколько задают?

Ответ на этот вопрос — в законе об образовании. В первую очередь ответственность за весь учебный процесс лежит на директоре школы. Это подчеркивает и Константин Эдуардович: «Директор школы – первый человек, который стоит на страже законодательных норм в школе». Если родитель сталкивается с нарушением, в первую очередь, необходимо обратиться в администрацию школы и лично к директору. Не обязательно сразу писать жалобу в комитет по образованию. Для начала — диалог.

Он приводит пример из собственной практики:

«Я, например, поставил электронный инспектор и по электронному дневнику отслеживаю объём домашних заданий, который не может превышать 25% от пройденного в классе. Эта история очень хорошо помогает. Есть определенные регламенты, которые не позволяют учителю, например, после 16 часов задать домашнее задание ребёнку, сделать это, например, в каких-то альтернативных сетях, в том числе и запрещенных».

Если директор не выполняет обязательства, тогда уже могут вмешаться органы контроля за образованием.

© freepik

Школа — для ребёнка, а не для родителя

Иногда школьники не справляются с заданиями самостоятельно, и родители берут на себя часть нагрузки. По мнению Константина Тхостова, это тревожный сигнал: помощь взрослых не должна превращаться в подмену. Если ребенок регулярно не успевает — нужно искать причину, а не делать за него.

«Учиться ребенок должен в школе. Дома он лишь закрепляет материал», — подчёркивает директор. Он уверен: если соблюдать нормы и правильно выстраивать уроки, времени хватит и на прогулки, и на кружки, и на отдых. Но чем больше задают, тем выше риск, что «домашка» ляжет на плечи родителей, а не школьников. «Лучше всего это детство не проживать за собственных детей», — добавляет он.

Именно поэтому так важна роль учителя: от того, насколько интересно и понятно он ведёт урок, зависит, сколько ребёнку придётся разбирать дома. «Все, что происходит на уроке, зависит от одного человека — от учителя», — говорит Тхостов. Он считает, что в начальной школе особенно важно чередовать форматы, вовлекать, поддерживать внимание, не допускать однообразия: пассивную работу за партой необходимо чередовать с активными форматами — физкультминутками, игровыми элементами, простыми тренажерами.

© Валентин Илюшин / Online47

И главное — помнить о значении профессии:

«Учитель — государев человек. И в его руках – будущее нашего государства, потому что экономика формируется в школе. И те, кто будут ее формировать, сейчас учатся в первом, пятом, десятом, одиннадцатом классе».

«Мы делали уроки по три часа»: что говорят родители

Хотя нормы САНПИН по времени выполнения домашних заданий существуют давно, на практике родители сталкиваются с разными ситуациями. На родительских форумах — десятки историй. Кто-то жалуется на перегрузку, кто-то, наоборот, сомневается, не слишком ли всё облегчено.

«Мы в первом классе по три часа уроки делали, а то и больше», — рассказывает Анюта Денисова. Екатерина, мама второклассника, добавляет: «Плюсом всякие конкурсы, олимпиады, научные проекты… У нас тоже очень много».

Некоторые родители не возмущаются, но признаются: усталость накапливается. «Не возмущаюсь, просто хочу понять, много нам задают, мало или нормально? — пишет пользовательница под ником Удача. — Получается, что всё время что-то со школой связанное делаем».

Яна, чьему сыну только предстоит пойти в первый класс, уже переживает: «Меня очень напугал рассказ мамы школьника о том, что в первом классе — диктанты, фонетический разбор, проекты… Как это вообще можно успеть?»

В то же время есть и родители, которых, наоборот, волнует недостаток заданий. «Позвонила учительнице, спросила, не слишком ли нам мало на дом задают», — пишет Ольга. По её словам, в ответ она услышала, что педагоги обязаны соблюдать ограничения, иначе их могут наказать. А дети, тем временем, «даже букв не запомнили».

«По две строчки в тетрадях — и всё. Для моего ребёнка это мало, а остальным родителям кажется, что много», — делится мнением Катерина.

© freepik

Такие разные отзывы говорят об одном: восприятие нагрузки у всех разное, и именно поэтому, как подчёркивает директор лицея № 369 Константин Тхостов, так важно соблюдать общие, чётко прописанные нормы — чтобы у детей, родителей и учителей были единые ориентиры.

По мнению директора, даже ученики выпускных классов не должны тратить на домашние задания больше 3,5–4 часов в день. В противном случае, как отметил он, это уже начинает напоминать подмену понятий — когда всё, что не успели пройти в классе, перекладывается на домашнюю работу и на плечи самих учеников или их родителей. С такой практикой, по его словам, приходится активно бороться в том числе при помощи средств массовой информации.

Чтобы школьники не выпадали из учебного процесса, когда по разным причинам остаются дома, в школах теперь активно используют онлайн-платформы.

«Мы прошли через “пандемийные” годы, и, надеюсь, научились работать по современным платформам, которые позволяют ребёнку, даже находясь дома, не выпадать из учебного процесса», — говорит Константин Эдуардович.

© freepik

Детство должно оставаться детством, подчеркивает Тхостов. Школа обязана давать знания, но не забирать всё личное время у ребенка. Главная цель таких напоминаний от министерства — не формальность, а сигнал: «Детство не должно исчезнуть за тетрадками». 

«Главный человек в школе – директор, ну и главный человек в классе – учитель. Если все взрослые заинтересованы в том, чтобы ребёнку было интересно, а самое главное, чтобы он эффективно тратил своё время, которое называется детством, никаких проблем с учебой не будет, дети будут успешны и, самое главное, я уверен, они не перестанут улыбаться», — резюмирует он.

Теги: Мнения и аналитика