Солома вместо постели, голод вместо детства: история Зои Ивановой, пережившей войну в нацистском лагере Саласпилс

Проект «80 судеб Великой Победы» Online47 и «Общей газеты Ленинградской области» рассказывает о тех, чьё детство оказалось на линии фронта. Их не записывали в герои — но они ими стали, просто выжив.

Зоя Николаевна Иванова (Бойдина) родилась в 1931 году в деревне Осиновый Рог Псковской области. Когда началась война, ей было 10 лет. Через 20 дней после нападения немецкие войска заняли Псковщину. По словам правнучки Ангелины Стаценко, её прабабушке пришлось пройти «боль и страх, истязание, грубость, голод», а потом — учиться жить заново.
«Я родилась и жила с родителями в Псковской области… Немцы создавали комиссии, осматривали людей, немощных убивали. Однажды приказали всем собраться и погнали на станцию. Там нашу семью разлучили, я осталась одна», — цитирует Зою правнучка Ангелина.

Зою и других детей погрузили в эшелон. Не давали еды, не поили. Так она оказалась в Латвии, в концентрационном лагере Саласпилс. Там детей селили в холодных бараках, заставляли работать, а за труд давали жидкую похлёбку.
«Постоянное чувство голода и тревога, страх, холодная вода, роба, отрезанная коса... Малыши, которые не умели ходить, ползали по нарам, застеленным соломой, а мы, старшие, присматривали за ними», — вспоминала Зоя Иванова.
Иногда их забирали на так называемые процедуры — у детей брали кровь для раненых фашистов. Дополнительной еды при этом не давали. Установлено, что в лагере проводили опыты над детьми. Сколько погибло — до сих пор неизвестно: осенью 1944 года нацисты уничтожили архивы, бараки и документы, пытаясь замести следы. Зоя — одна из немногих, кому удалось выжить.

«Самый “лёгкий” труд для меня был на хуторе у латышской семьи… Однажды я наелась мёда и заболела золотухой. Латыши попросили охрану оставить меня у себя, чтобы вылечить. Это стало моим спасением. Потому что немцы, узнав о наступлении Красной Армии, стали сжигать бараки с людьми», — рассказывала Зоя Иванова.
После войны она чудом нашла мать в Белоруссии. Отец погиб.
Зоя Николаевна прожила долгую жизнь, воспитала детей и внуков. «Пребывание в неволе закалило раненую душу… Она сохранила доброту, милосердие, храбрость, находчивость, трудолюбие. Моя прабабушка Иванова Зоя Николаевна умерла в 2020 году... Я храню в памяти рассказ о ее детстве», — говорит правнучка Ангелина Стаценко.

Для Зои Николаевны День Победы был не просто торжественной датой, а живой памятью о боли, страхе и выживании. Судьбы войны — это не только истории фронтовиков. Это и те, кто прошёл через лагеря, голод, разлуку и тяготы, оказавшись в самом сердце трагедии и вынес войну на хрупких детских плечах.