Top.Mail.Ru

Медицинский долг Родине: станет ли обязательная отработка стимулом или принуждением для будущих врачей

© freepik
В Госдуме обсуждают "медицинский призыв", а эксперты опасаются последствий

В России всерьез обсуждается возможность возвращения к системе обязательного распределения выпускников медицинских вузов. Инициатива, которая обсуждалась на "правительственном часе" в Госдуме 5 марта, вызвала бурную дискуссию в профессиональном сообществе и обществе. Цель нововведения – решить проблему острого дефицита кадров в государственных учреждениях здравоохранения. Но станет ли распределение панацеей или обернется принудительной мерой, отталкивающей от профессии?

Десять на место – один в профессии

Острая нехватка кадров – главная головная боль российского здравоохранения. Конкурс в медицинские вузы остается высоким, но далеко не все выпускники спешат занять места в государственных поликлиниках и больницах, предпочитая частную практику. По данным Счетной палаты, дефицит врачей в первичном звене достиг 23 тысяч, медперсонала – 75 тысяч, а с 2018 года число штатных должностей неуклонно сокращается.

Министр здравоохранения Михаил Мурашко признает, что проблему пока "лечат симптоматически". По прогнозам Минтруда, в ближайшие пять лет потребуется почти полмиллиона новых специалистов, но ежегодно по специальности трудоустраивается лишь около 60 тысяч выпускников, что явно недостаточно для восполнения дефицита и обеспечения качественного уровня оказания медпомощи.

Учеба – 6 лет, практика – вечность

Обучение в медицинском вузе требует от 6 лет (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры), а для аспирантуры потребуется еще 2-3 года. Этот длительный и трудоемкий процесс выдерживают не все, и многие, к сожалению, не доходят до финиша.

© freepik

Врач-психотерапевт Дмитрий Ковпак выделяет две основные причины ухода из медицины: расхождение "между ожиданиями, порой не реалистическими или даже романтическими, и реальной рутинной ежедневной тяжелой работы врача", а также профессиональное выгорание, пик которого приходится на первый год работы. По его словам, отсутствие опыта, стресс и проблемы с мотивацией играют решающую роль. 

"Учиться на врача тяжело, а работать врачом еще тяжелее, – вспоминает Ковпак слова своих преподавателей из Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. – Поэтому, те, кто пришел с нестойкой мотивацией или нереалистичными ожиданиями от профессии, могут уходить из медицины еще на этапе первых трудностей с анатомией, биохимией или другими дисциплинами".

Слова психотерапевта подчеркивают, что проблема оттока кадров из медицины - многогранна и не сводится только к вопросу распределения. Важно учитывать психологические факторы и готовность молодых специалистов к реалиям работы.

Альтернатива есть, но ее недостаточно?

Сейчас существует целевое обучение, когда студент заключает договор с вузом и клиникой или региональным Минздравом. Организация оплачивает обучение студента в течение 6 лет, а он обязуется отработать в ней не менее 3-5 лет после завершения учебы. В случае невыполнения условий, студент обязан выплатить потраченные на него средства. Однако желающих воспользоваться этой возможностью недостаточно: из 8 тысяч выпускников-медиков свои обязательства выполняют только 6 тысяч по данным Минпросвещения.

© freepik

Депутат Госдумы и член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб акцентирует внимание на существенном дефиците кадров в здравоохранении. 

"Несмотря на ежегодный рост количества бюджетных мест на врачебные специальности и по специальностям среднего профессионального образования, множество выпускников уходят работать в частные клиники, и совсем малое количество из них готово ехать работать в сельскую местность", – отмечает она.

Депутат признает, что действующие программы поддержки – "льготная ипотека, выплата подъемных средств сельским врачам и фельдшерам, дополнительные выплаты по заработной плате, решают проблему нехватки персонала, но не в полной мере". В связи с этим, Бессараб считает "логичным рассмотреть возможность направления специалистов, подготовленных за счет бюджетных средств, на отработку диплома, например, в сельской местности, как это было в советский период".

Однако, депутат предостерегает: 

"Вместе с тем, сегодня специализированное жилье, инфраструктура, социальные объекты готовы к приему специалистов далеко не во всех населенных пунктах страны. И для таких целей требуется серьезная предварительная подготовка. Отправлять «в поле» без удобств людей нельзя, в противном случае, это может привести к обратным результатам - дети просто не пойдут учиться в медицинские ВУЗы и СУЗы".

Бессараб также подчеркивает недопустимость направления на отработку тех, кто учился за счет собственных средств, студенческих кредитов или по целевым направлениям, в последнем случае у студентов уже есть сторона будущего работодателя. Поэтому Светлана Викторовна призывает к "более детальному подходу перед принятием решений", подчеркивая необходимость тщательного анализа инфраструктурной готовности регионов, финансовых возможностей выпускников и соблюдения договорных обязательств. Иными словами, решение о распределении должно быть взвешенным, справедливым и учитывать все возможные риски и последствия.

© freepik

"Должны" или "Имеют право"? Дискуссия об обязательной отработке в интернете

Общественное мнение относительно обязательной отработки для выпускников медицинских (и не только) вузов разделилось.

Сторонники уверены в праве государства требовать отдачи от тех, кто учился за его счет: "Не понятно зачем тратить бюджетные средства на обучение специалистов, если они потом с дипломами работают продавцами-консультантами?". Предлагается более жесткий подход: "Все, кто учился за счёт бюджета по любым специальностям, обязан отработать своё обучение...иначе диплом аннулировать". Вспоминают и прежний опыт: "У нас распределение было и никто не ныл".

Противники подчеркивают, что принуждение отталкивает: "работа и без этого есть, а факт принуждения только отворачивает". Многие студенты, поступившие на бюджетные места, прилагают немало усилий, чтобы в дальнейшем "быть свободной и независимой в своих выборах в дальнейшем профессиональном пути". Однако, обязательная отработка, по их мнению, ставит крест на этой свободе, фактически уравнивая их в правах с "целевиками", которые изначально шли на осознанное ограничение: "Зачем [учиться на бюджете], если в итоге я становлюсь таким же целевиком?". Также подчеркивают, что обязательная отработка создает финансовое бремя в случае смены жизненных планов: "Передумал работать врачом? Плати 2,5 млн. Решил переехать в другую страну? Плати 2,5 млн". Справедливым считают распространение этой меры на все специальности: "почему бы не заставить отрабатывать всех по своим специальностям?".

Мнение университета: Как обязательная отработка повлияет на молодых врачей?

Проректор по послевузовскому, дополнительному профессиональному образованию и региональному развитию здравоохранения СПбГПМУ Юрий Станиславович Александрович считает, что решение проблемы дефицита кадров лежит в плоскости повышения ответственности будущих врачей. "По сути, проблему надо решать. Одним из перспективных вариантов решения этой проблемы все-таки видится то, что надо, чтобы человек, который взял на себя ответственность, стал врачом. И дальше уже двигаться по направлению", - отмечает он. По мнению эксперта, такая ответственность сделает специалиста более зрелым и востребованным. "За такими ребятами уже, собственно, не то что охотятся, их привлекают, их охотно берут", - заключает Александрович.

© freepik

Проректор СПбГПМУ убежден, что ключевым фактором в выборе профессии врача является искреннее желание помогать людям. "Человек, который настроен на работу врачом - настроен на то, что он спасает людей", - отмечает Юрий Станиславович, подчеркивая, что такая мотивация формируется не за один день, а на протяжении многих лет, включая обучение в специализированных классах и участие в профильных мероприятиях. Александрович также отмечает важность профориентационной работы в вузах, начиная с младших курсов, чтобы помочь студентам определиться со специализацией и осознанно выбрать будущую профессию.

"Я считаю, что обязательное распределение абсолютно не отпугнет тех, кто действительно хочет быть врачом, - заявляет проректор. - Понимаете, когда приезжает человек с территории, допустим, из Ленинградской области, из того же Лодейного Поля, он взял там целевое направление и должен туда вернуться. Что в этом страшного? Там он вырос, там живут его родители, бабушки, друзья. Если у него возникнут какие-то другие желания, он реализует их позже. А сейчас его интересует работа, возможность набраться опыта, быть один на один с пациентом. И это не определяется наличием развитой инфраструктуры, количеством театров или кафе вокруг. Это даже в голове не стоит".

Александрович подчеркивает, что первоочередная задача - "возможность работать", а остальное приложится. Помимо этого, Юрий Станиславович отмечает, что в СПбГПМУ сейчас усилилась работа по взаимодействию с работодателями, которые предоставляют целевые места. Спрос на них очень большой и сейчас появилась возможность со второго года обучения в ординатуре пробовать себя в качестве стажера в медицинской организации, и большинство студентов-медиков очень охотно готовы ей воспользоваться. Проректор добавляет, что с Ленинградской областью у ВУЗа “давние и очень хорошие отношения”, которые подкрепляются большим количеством студентов, работающих в регионе по целевому - “и это дает плоды”. 

Теги: