Доставка любой ценой: как бороться с курьерами-лихачами и сделать дороги безопаснее

Потребность в быстрой и удобной доставке, характерная для жизни в городе, способствует активному развитию этой отрасли. Сервисы стремятся максимально ускорить этот процесс, чтобы завоевать лояльность клиентов в условиях высокой конкуренции. Однако, высокая концентрация курьеров на дорогах и их зачастую рискованная манера вождения обнажили ряд серьезных проблем, связанных с безопасностью дорожного движения для пешеходов и автомобилистов.
Транспортный арсенал курьера: от велосипеда до "заряженного" электробайка
Курьеры используют различные средства передвижения, от электросамокатов и велосипедов до электровелосипедов и мопедов, что вносит разнообразие в правила, регулирующие их движение. Важно понимать, к какой категории относится используемое устройство, так как от этого зависят требования к водителю и разрешенные места передвижения.
Автоэксперт Петр Баканов подчеркивает, что для понимания проблемы важно различать типы используемых курьерами транспортных средств:
"У нас есть четкое разграничение средств индивидуальной мобильности – это все устройства мощностью до 0,25 киловатта. Дальше идут мопеды, а после них мотоциклы. Дальше мы смотрим по паспорту, к чему относится транспортное средство, на котором передвигается курьер, каким способом происходит тяга и как это записано в паспорте".
Правила дорожного движения выделяют "Средства индивидуальной мобильности" (СИМ), к которым относятся, например, электросамокаты. Они не считаются транспортными средствами, что упрощает их использование, но создает пробелы в регулировании. Электровелосипеды мощностью до 250 Вт приравниваются к обычным велосипедам. Передвигаться на велосипедах разрешено с 14 лет по велосипедным и велопешеходным дорожкам, по правому краю проезжей части, обочине, тротуару или пешеходной дорожке (при отсутствии велодорожки). Устройства мощнее 250 Вт классифицируются как мопеды, требующие прав категории "М" (ее можно получить отдельно, но любая другая категория прав также открывает эту категорию) и движения по правому краю проезжей части или полосе для велосипедистов с обязательным использованием застегнутого шлема.

Однако, по мнению Баканова, ключевая проблема заключается в юридической неразберихе и лазейках, позволяющих обходить ограничения мощности:
"Где-то он может идти как спортинвентарь, у некоторых может быть движение вспомогающее, то есть не электромотор крутит напрямую колесо, а когда вы нажимаете на педаль, он как бы упрощает ход. Есть различные способы приведения колес в движение, и от этого варьируется юридическая сторона вопроса. Но есть четкий критерий по мощности. Это первый момент. Второй момент – с точки зрения паспортных характеристик. Формально, такое транспортное средство может считаться и велосипедом. Но, как известно, вся электротехника сейчас имеет возможность доработок и тюнинга. Можно увеличить емкость аккумуляторов, поднять мощность мотора, снять определенные ограничения и подкрутить эти характеристики. То есть - формально на бумаге у вас будет условный велосипед с микромоторчиком, а по факту это штука, которая может заменять мопед и по мощности выдает также",
- отмечает эксперт, указывая также на невозможность определить “на глаз”, что за транспортное средство перед вами и уследить за всеми - “На каждом перекрестке ты не поставишь гаишника, за всеми не уследишь, а количество подобного транспорта растет”.
Еще в январе представители органов власти обратили внимание на проблему недобросовестных курьеров, создающих угрозу для пешеходов, двигаясь по тротуарам на современных электровелосипедах. Отмечается, что стремление курьеров заработать, доставляя заказы как можно быстрее, толкает на игнорирование правил дорожного движения и требований безопасности. В связи с этим, была озвучена необходимость разработки и внедрения мер, направленных на ужесточение контроля и создание инфраструктурных ограничений. Сообщается, что соответствующие обращения были направлены в структуры, отвечающие за безопасность дорожного движения, и в профильное министерство.

В онлайн-обсуждениях, посвященных этой проблеме, пользователи активно делятся своим опытом взаимодействия с курьерами:
“Отсутсвие контроля и вседозволенность, захват пешеходной зоны и уничтожение права пешеходов на безопасность. Они ездят без траектории и правил, везде где хотят, могут в любой момент появиться с любой стороны и нанести травмы как от ДТП с автомобилем или привести к смерти. На любое замечание по нарушениям ПДД - оскорбления, угрозы, мат или как в данном случае нападение. То есть он находится на чужой территории (на тротуаре), обязан всем уступать и ездить так чтоб никому не мешать, но вместо этого ездит по пешеходным переходам, стоит на съезде как на гоночной трассе чтоб рвануть вперед на скорости, хотя это снижение перед пешеходным переходом сделано для детских и инвалидных колясок.” - пишет Олег
"Длинный рубль" и короткий тормозной путь
К сожалению, слова депутатов подкрепляются печальной статистикой. Недавние инциденты в Мурино, 13 января, и Петроградском районе Санкт-Петербурга, 5 февраля, где курьеры стали участниками ДТП, наглядно демонстрируют остроту проблемы. В одном случае курьер на электроскутере сбил женщину на пешеходном переходе, в другом – курьера сбил автомобиль на перекрестке.
Общей чертой этих происшествий является движение курьеров по проезжей части и пренебрежение правилами дорожного движения. Кроме того, курьеры часто превышают допустимую скорость - у них “горит заказ”, нужно доставить его как можно быстрее, при этом про осторожность и безопасность окружающих и, в том числе, про свою собственную безопасность, в таких случаях часто забывают.
Автоюрист Игорь Стремоусов выделяет две ключевые причины всплеска аварийности с участием курьеров. Первая и наиболее очевидная – дефицит специализированной инфраструктуры: "отсутствие необходимой дорожной инфраструктуры отдельно для средств индивидуальной мобильности." Вторая, не менее важная, по мнению юриста, – сознательное игнорирование ПДД самими курьерами: "многие курьеры не то что не знают правил дорожного движения, они их не хотят знать".

Тротуар, дорога, велодорожка: где место курьеру в городском потоке?
Вместе с этим разгорается дискуссия: как передвигаться курьерам - по проезжей части или по тротуару:
“Из двух зол, выбирают меньшее. Курьерам лучше ездить по тратуарам, чем по проезжей части с автомобилистами” - пишет пользователь Максим. “Ни в коем случае. Сам факт езды по тротуару вызывает перманентное чувство страха за свою безопасность у каждого пешехода ежесекундно. Проблема может быть решена только введением полного запрета на любую езду в пешеходной зоне” - отвечает Олег
В настоящее время органами власти рассматриваются различные инициативы, направленные на урегулирование проблемы курьеров, передвигающихся на электровелосипедах. В частности, предлагается рассмотреть возможность переноса их движения с тротуаров на проезжую часть.
Игорь Стремоусов, комментируя предложения депутатов, отметил потенциал создания инфраструктуры:
"В этом предложении видится попытка либо создать какую-то инфраструктуру для них... Здесь возможно создание неких участков или специальных полос, которые могли бы позволить им перемещаться вместе с автомобильным потоком, не создавая проблем пешеходам. Это в принципе предложение неплохое, потому что подразумевает некие положительные изменения и создание новой инфраструктуры".
Однако, по мнению юриста, ограничение скорости техническими средствами не станет панацеей:
"другое предложение - попытка ограничить какими-то техническими средствами скорости их перемещения. Что, собственно, тоже имеет право на жизнь. Но как мы понимаем, это не решает кардинально вопрос с авариями и столкновениями с пешеходами в полной мере".

Кроме того, Стремоусов указал на текущий курс государства в отношении проблемы:
"Что касается иного подхода, который на сегодняшний день более реализуется нашим государством, это ужесточение и максимальные штрафы... Потому что, в общем-то, ничего придумывать не надо, наказал посильнее – значит, курьер будет больше задумываться о том, что он делает на дорогах".
Автоэксперт Петр Баканов также акцентирует внимание на необходимости комплексного подхода, включающего создание инфраструктуры, и видит в этом один из ключевых элементов решения проблемы:
"Это решится только годами, практикой, штрафами и созданием инфраструктуры. Это проблема, которая требует такого многофакторного решения. Нельзя решить только штрафами – не поможет. Нельзя решить только просвещением – не поможет. Тут должны быть условия, в первую очередь".