Новые подходы к трудным подросткам: в России предложили создать спецшколы и вернуть оценки за поведение
Идея о создании в России специализированных трудовых школ для подростков с проблемным поведением вызвала активные обсуждения среди педагогов и психологов. С инициативой выступил заслуженный учитель России Александр Снегуров, предложивший обучать таких детей отдельно от остальных школьников.
О том, нужны ли сегодня в стране подобные образовательные учреждения и какие еще методы работы с трудными подростками могут помочь рассказало издание Online47.
Проблема дисциплины в школах
Современные школы все чаще сталкиваются с трудностями в поддержании дисциплины. Александр Снегуров объясняет, что разделение на классы для «спокойных» и «трудных» учеников могло бы существенно улучшить ситуацию.
«Они будут находиться в другом классе, даже другой школе. Будут трудиться основную часть времени. В такой трудовой школе они будут познавать и учиться что-то создавать», – подчеркнул педагог.
Президент Владимир Путин также затронул проблему дисциплины, выступив с идеей возвращения в школы оценок за поведение. По его словам, такие оценки должны быть не просто формальностью, а иметь значимое влияние на образовательный процесс.
«Безусловно, это нужно обсудить. Но если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла. Она должна быть равноценной с другими оценками», – заявил президент.
Воспитание начинается с семьи
Исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская убеждена, что перевоспитать сложных детей без вовлечения родителей невозможно:
«К сожалению, такие дети – всегда результат нерадивых родителей, которые не уделяют должного внимания. Поэтому, прежде всего, работу начинать нужно именно с них. Им необходимы советы и подсказки, как себя вести с ребенком, на что обращать внимание».
Санатовская подчеркивает, что труд действительно обладает воспитательным эффектом, но создание трудовых школ должно быть продуманным. Важно, чтобы подростки не воспринимали это как наказание, а видели возможности для самореализации.
Возможные решения
Психолог Евгений Фомин предлагает альтернативу трудовым школам: создание специализированных классов внутри обычных школ. Он считает, что такие меры могут быть более эффективными и реалистичными:
«На обстановку в классе своим поведением может влиять даже один ученик. Из-за этого влияния атмосфера в коллективе может ухудшаться, успеваемость снижаться, а хулиганов появляться все больше. Таких детей, действительно, можно объединять для совместной работы и воспитания».
По мнению Фомина, основой перевоспитания должна стать индивидуальная работа с каждым подростком:
«Необходим персонализированный подход к этим ученикам. Нужно спрашивать, что они чувствуют, что для них означают определенные ситуации. Именно подход с точки зрения психологии и бережного отношения к их личностям повлияет на общую дисциплину».
Комплексный подход – ключ к успеху
Многие эксперты сходятся во мнении, что без объединения усилий учителей, родителей и психологов проблему трудных подростков решить не удастся. Работа с ними требует деликатности, понимания их эмоциональных потребностей и создания среды, где они могут почувствовать себя нужными.
Как подчеркнула Санатовская, важно не только воспитывать детей, но и поддерживать родителей, предоставляя им необходимые знания и навыки: «Главная задача – раскрыть потенциал ребенка, дать ему почувствовать себя нужным».
Идея трудовых школ – не новая, но в современном контексте она требует более глубокого осмысления. Останется ли она только предложением, или станет частью реформы образования, покажет время.