Как ситуация на бирже отразилась на розничных ценах на бензин?
Декабрь 2024 года отметился редким явлением: бензин на бирже подешевел на 6-8%. В условиях российского рынка это можно сравнить с аномалией в природе – вроде снега в июле.
Причин несколько: зима снизила спрос, переработка нефти выросла, а снятие эмбарго на экспорт топлива с 1 декабря не вызвало ажиотажа. Все это создало условия для отката цен к уровням лета, но только на оптовом рынке.
Казалось бы, хорошая новость. Однако снижение цен на бирже больше радует аналитиков и трейдеров, чем рядовых водителей. Ведь на АЗС никакого снижения не наблюдается, а рост цен даже ускорился.
Почему биржа живет своей жизнью?
Возможно, для некоторых из нас дальнейшее утверждение прозвучит странно, но оптовый рынок топлива в России редко имеет прямую связь с розничными ценами. Также как и требования президента Владимира Путина о снижении розничных цен никак не могут повлиять на владельцев АЗС.
Биржевые котировки регулируются спросом и предложением: зимой спрос падает, а поставки остаются стабильными. Нефтеперерабатывающие заводы, чтобы не сокращать производство, увеличивают запасы или активнее сбывают топливо на внутреннем рынке.
Но розница работает иначе. Для заправок важно учитывать инфляцию, операционные расходы и… нервозность потребителей, которая каждый год наступает именно перед Новым годом. Ведь если АЗС снизят цены в декабре, а потом поднимут в марте, недовольство автомобилистов будет еще громче.
Снятие эмбарго: почему не сработал «экспортный» фактор?
Досрочная отмена эмбарго на экспорт бензина вызвала много дискуссий, а также небольшое падение цен. Так, например, стоимость бензина АИ-92 по территориальному индексу Европейской части России снизилась на 8% и АИ-95 на 6%, зимний дизель потерял в цене 5%.
Причина небольшого падения проста: эмбарго сняли, когда рынок уже был насыщен. Даже рост экспорта не смог существенно повлиять на внутренние цены, ведь международный спрос на российский бензин тоже сезонно слаб.
Впрочем, ограничения все еще действуют для непроизводителей, что минимизирует риск «серых» схем. То есть, с одной стороны, экспорт открыт, но с другой находится под жестким контролем. Это позволяет сохранить баланс на внутреннем рынке, хотя логика потребителей остается проста: цены должны падать везде, а не только на бирже.
Параллельная реальность на заправках
Розничные цены на бензин и дизельное топливо продолжают расти, несмотря на биржевые скидки. Только за последнюю неделю цены на АЗС в Москве выросли на 30-40 копеек за литр, и эта тенденция характерна для всей страны.
Почему? Во-первых, в расчетах АЗС учитывается накопленная инфляция. По данным Росстата, с начала года бензин подорожал на 8,4-8,6%, что даже немного опережает рост потребительских цен. Во-вторых, розничный сегмент требует компенсации расходов на логистику, обслуживание оборудования и сезонные переходы на зимние сорта топлива.
Поэтому биржевые котировки интересны лишь оптовикам. Для простого потребителя важно, сколько он платит на заправке, а тут никакие биржевые скидки пока не спасают.
Эффект охлаждения рынка
Низкий сезонный спрос традиционно охлаждает рынок. Эксперты уверены, что до весны значительных изменений в биржевых ценах не будет. Но для розницы эффект зимы не так очевиден.
Снижение спроса на АЗС компенсируется другими факторами. Например, в регионах с холодным климатом возрастает потребление зимнего дизеля, производство которого обходится дороже. Плюс, зимний период всегда сложнее с точки зрения логистики.
Что нас ждет весной?
Пока падение цен на бирже выглядит как локальный успех. Но чтобы почувствовать его на АЗС, нужно подождать не меньше двух месяцев. С приходом весны биржевые котировки, вероятно, снова пойдут вверх. А розничные цены… останутся на своем уровне или продолжат расти, как это было годами.
Ирония ситуации в том, что бензин дешевеет там, где это менее важно для водителей. А пока остается лишь наблюдать за очередным парадоксом российского топливного рынка, где опт и розница, кажется, существуют в параллельных реальностях.
Автор: Вероника Рейн