Грузия на грани: ожидание перемен или рутина протеста?

В Грузии протестные акции стали почти повседневной реальностью. Сегодняшний выход оппозиции может стать уже тринадцатым по счету в текущей волне демонстраций. Однако власти и протестующие, похоже, не спешат с решающими действиями, словно ожидая какого-то внешнего импульса, пишет политический обозреватель ЛенТВ24 Наталья Старичкова.
Символы сопротивления и закручивание гаек
Символизм противостояния достиг нового уровня: накануне участники протестов сожгли гроб с изображением Бидзины Иванишвили – основателя правящей партии «Грузинская мечта». Этот перформанс стал ярким примером накала страстей и радикализации оппозиционных настроений.
«Между тем правительство Грузии избрало тактику постепенного закручивания гаек», – пишет эксперт.
Парламент уже обсуждает два новых закона: один из них запретит использование пиротехники на митингах, другой – закрытие лиц участниками акций. Пока эти инициативы остаются на этапе процедурного оформления, но их принятие может существенно ограничить действия протестующих.
«Правда, чисто по процедурным причинам эти законы смогут вступить в силу не ранее конца декабря», – отмечает Старичкова.
Тем временем, полиция задерживает наиболее активных участников беспорядков, хотя многие из них позже отпускаются.
Ожидание перемен
Сложившаяся ситуация создает впечатление затянувшейся рутины, однако обе стороны продолжают чего-то ждать. Власти надеются, что протесты постепенно сойдут на нет под влиянием ограничительных мер и усталости участников. Одновременно ощущается, что происходят какие-то важные «внешние стройки», результаты которых ожидаются к концу января.
Протестующие, напротив, ищут поддержки за рубежом. Призывы к санкциям против грузинского правительства уже нашли отклик у западных политиков. Госсекретарь США Энтони Блинкен на прошлой неделе подтвердил возможность применения мер. Поддержал эту позицию и посол ЕС в Грузии Павел Герчинский, заявив, что последние события в стране «явно требуют санкций».
Внешний фон и неясное будущее
На международной арене Грузия остается на периферии крупных геополитических процессов. Конфликт на Ближнем Востоке, напряжение на Южном Кавказе и ожидания возможных шагов Турции в регионе делают ситуацию в Тбилиси менее приоритетной для глобальных игроков.
На фоне слухов и инсайдов, которые порой оказываются манипуляцией, вопрос остается открытым: есть ли у грузинских властей план «Б», отмечает Наталья Старичкова.
Ясно одно: затянувшееся противостояние может стать как точкой перелома, так и примером того, как уличные протесты превращаются в бесконечный ритуал без видимых результатов.