Top.Mail.Ru

Протесты, евроинтеграция и страх перед «украинским сценарием»: к чему могут привести протесты в Грузии

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта
Может ли грузинский Майдан привести к нахождению своего пути между Западом и Востоком?

На улицах грузинской столицы уже несколько дней неспокойно. Митинги, столкновения с полицией, слезоточивый газ и водометы – протесты охватили Тбилиси, Батуми, Гори и другие города. Причина стало решение премьера Ираклия Кобахидзе и его партии «Грузинская мечта», победившей в прошлом месяце на выборах, приостановить переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года.

Как позже заявил премьер, беспорядки в Грузии курируются из-за рубежа для украинизации Грузии. По его словам, протестующие еще не осознали, что в отличие от Украины, «Грузия является независимым государством с сильными институтами и, что самое главное, с опытным и мудрым народом».

Оппозиция, гражданское общество и прозападные НПО спешно обвинили власти в измене национальным интересам. На фоне общественного возмущения даже президент страны Саломе Зурабишвили присоединилась к протестующим и в очередной раз публично заявила о нелегитимности правительства, чем подлила масла в огонь.

Между тем правительство утверждает, что отложило евроинтеграцию из-за давления Брюсселя, который требует отмены ряда законов, включая пресловутый закон о «прозрачности НПО».

© Irakli Gedenidze / Reuters

Исторические параллели между Грузией и Украиной

Сравнение нынешних событий в Тбилиси и Евромайдана в Киеве в 2013 году напрашивается само собой. В обоих случаях протесты начинались с вопроса евроинтеграции, но быстро перерастали в борьбу за власть. В 2013 году украинский Майдан также получил активную поддержку Запада – и не без знаменитых американских «печенек», агитации в социальных сетях и видных западных деятелей.

Грузинские протесты идут по давно знакомому всем сценарию: споры о праве народа на протест, обвинения в антидемократичности власти, жесткие действия полиции и, конечно, поддержка со стороны политиков из ЕС и угрозы санкций. В обоих случаях Запад играет роль арбитра, активно вмешиваясь в ситуацию, как лично, так и через СМИ.

Однако есть одно важное отличие: Грузия пока не превращается в новую Украину. Премьер Кобахидзе открыто говорит о желании сохранить мир и стабильность, избегая участия в геополитических конфликтах.

Премьер отмечает, что в Грузии не сможет пройти «Майдан». Причина в том, что Грузия – это государство, которое не допустит этого, заявил Кобахидзе.

© gov.ge

НПО, банки и банкиры: кто играет за Запад?

В протестах участвуют не только молодёжь с флагами и лозунгами, но и представители самых разных слоев общества, включая госслужащих и крупный бизнес. Банки и телекоммуникационные компании, явно ориентирующиеся на западные рынки, быстро встали на сторону митингующих. Даже сотрудники МИД и Минобороны поспешили подписать открытые письма, в которых осуждают действия правительства.

Особого внимания заслуживает ситуация с НПО. Принятый закон о «иноагентах», требующий прозрачности финансирования, вызвал бурю негодования. Неудивительно: значительная часть таких организаций живет за счёт зарубежных грантов и действует, следуя весьма очевидным методичкам. Парадоксально, но прозрачность, которую НПО столь рьяно пропагандируют, внезапно оказалась для них «ущемлением прав».

Именно этот закон стал одной из причин заморозки переговоров с Евросоюзом. По словам премьера Ираклия Кобахидзе, Брюссель использует процесс евроинтеграции как инструмент давления и требует от Тбилиси не реформ, а отказа от национального достоинства. Речь идёт об отмене закона о прозрачности НПО, поддержке ЛГБТ-пропаганды, введении санкций и освобождении Михаила Саакашвили.

Партия «Грузинская мечта» убеждена, что к 2028 году Грузия сможет на равных вести переговоры с ЕС, выполнив более 90% обязательств по Соглашению об ассоциации. Однако нынешнее противостояние с Западом показывает, что дорога к этому будет тернистой.

© REUTERS / Irakli Gedenidze

Будущее Грузии: между Западом и Востоком

Протесты в Грузии показывают, насколько сложен выбор для маленькой страны между крупными геополитическими игроками. Евроинтеграция для многих кажется единственным путем, но правительство уверено, что европейские требования угрожают суверенитету.

Вопрос в том, удастся ли Грузии найти свою дорогу, избежав «украинизации» и сохранив независимость. Ситуация требует мудрости, но пока кажется, что власти и оппозиция соревнуются в популизме.

Если же история чему-то учит, то в следующий раз протестующих стоит встречать с печеньями и теплым чаем. Ведь кто-то должен разрядить этот политический театр.

© REUTERS / Irakli Gedenidze

Экспертное мнение

Сенатор РФ от Ленобласти Сергей Перминов в интервью «Общей газете Ленинградской области» оценил возможность Грузии сохранить баланс между давлением Запада и стремлением правительства отстаивать национальный суверенитет, учитывая аналогии с событиями на Украине?

«События в Грузии являются испытанием страны на прочность. Оппозиция, не пользующаяся массовой поддержкой общества, ожидаемо не согласилась с результатами выборов. Теперь, используя печально зарекомендовавшие себя наработки, она пытается свергнуть действующую, законно избранную власть, чтобы продолжить тот курс, который не принесет государству процветания в будущем. 

Запад, опираясь на разветвленную структуру профессиональных активистов, добивается углубления политического кризиса в стране. Он показывает, что не готов к равноправному партнерству и требует он Тбилиси безусловного подчинения. Опасаясь потери влияния, его представители готовы применить практически весь инструментарий давления и откровенно шантажируют жителей Грузии.

Майданы не принесли процветания ни одной стране, в которой победили. Те люди, которые видели в них некий провозвестник «светлого будущего», рано или поздно становились их жертвами. Это понимание должно придать всем мудрости, а властям – решимости действовать в соответствии с законом. Для этого пока еще есть время».

Автор: Вероника Рейн

Теги: Мнения и аналитика Сергей Перминов