Top.Mail.Ru

Опасные страницы: как деструктивные нарративы проникают в детскую литературу

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта
Литературный критик Андрей Рудалёв рассказывает, почему детские книги стали оружием в идеологической борьбе.

«Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ*-любовью», – так начинает свою статью литературный критик и публицист Андрей Рудалёв, размышляя о состоянии детской и подростковой литературы.

Особое внимание он обращает на книги, наполненные ЛГБТ*-тематикой. Издательский бизнес оперативно подхватил тренд, начав массово выпускать подобные произведения под целевую аудиторию «молодых взрослых». Наиболее ярким примером стал скандал вокруг романа «Лето в пионерском галстуке», тираж которого достиг 200 тысяч экземпляров.

Параллельно в детских книгах всё чаще встречаются сюжеты, искажающие историческую правду. Россия изображается как страна, погрязшая в тирании и преступлениях. «Дети ворона» Юлии Яковлевой, с красной звездой и мрачными силуэтами на обложке, навязывают образ сталинского террора. По словам автора, такая литература формирует у детей представление о национальной истории как о череде трагедий и репрессий.

Не менее тревожным Рудалёв считает нарративы, которые акцентируют внимание на национальных трагедиях, зачастую искажая факты. Он упоминает «Полынную ёлку» с существенным искажением исторических фактов Ольги Колпаковой, где речь идёт о судьбе поволжских немцев. Историческая достоверность для подобных произведений, по мнению критика, отходит на второй план, уступая место эмоциональному воздействию и разжиганию конфликтов.

Антивоенные книги, по словам Рудалёва, стали ещё одним инструментом идеологической манипуляции. Произведения вроде «Не переходи черту» и «Солдатик» романтизируют дезертирство, рисуя героев, которые отказываются подчиняться приказам. Это создаёт у подростков иллюзию, что отказ от долга и дисциплины – приемлемый выбор.

«Это не исчерпывающее описание, а лишь наброски. Но такой формулируется ответ крошке сыну-дочке, пытающемуся сориентироваться в жизни. Ему выкладывают тропинку к пряничному домику…» – отмечает автор.

Рудалёв вспоминает, что схожий процесс развивался и во «взрослой» литературе. Особенно наглядно он проявился параллельно с известными «болотными волнениями», когда в промышленных масштабах стал появляться массив идеологической литературы, «яростно и шаблонно обличающей тутошние нравы».

Автор считает, что современные тенденции в детской литературе – это искусственно созданный феномен, продвигаемый с помощью масштабного пиара. Основная цель таких книг – перекодирование ценностей и разрушение традиционных основ. «Если же называть вещи своими словами, то к подобной литературе вполне подходит тот самый эпитет «деструктивная», – пишет он.

При этом он считает, что исправить ситуацию можно, не прибегая к тотальным запретам. Фильтры на переводную литературу и чётко сформулированный госзаказ на книги, отражающие национальные ценности, помогут изменить культурный ландшафт. Возрождение профессиональной критики также сыграет ключевую роль, позволяя отделить настоящие произведения от «эрзац-литературы».

«Детская литература, как и любая сфера культуры, требует и остро нуждается в широком разговоре, в том числе и профессиональном с возрождением критики, которая сейчас отсутствует», – резюмирует критик.

*Движение ЛГБТ признано экстремистским в России и запрещено.

Материал и иллюстрации подготовлены с использованием нейросетей
Теги: Мнения и аналитика ИИ