Правый поворот Европы: неостановимая революция или мираж?
«Правый поворот Европы – это не просто тренд, это историческая необходимость», – считает публицист Владимир Можегов. По его мнению, континент уже вступил в фазу глубоких изменений, и, если текущие процессы продолжатся, Европа может вернуться к идеалу Шарля де Голля и Конрада Аденауэра – концепции «Европы отечеств».
Старое уходит, новое еще не наступило
Европа, как и Америка, сегодня переживает переходный период, отмечает Можегов. «Старое кончилось, новое еще не началось», – подчеркивает он. Особенно остро это ощущается в стенах Европарламента, где, по словам публициста, царит «недоумение, граничащее с паникой». Евробюрократия, по его мнению, долгие годы действовала в интересах Демократической партии США. Но времена изменились.
«Это огромная толпа бездельников на зарплате <…>. Вряд ли новое американское правительство будет продолжать кормить эту бесполезную кучу мусора, умеющую лишь пилить бюджет и заливать Европу все новыми и новыми десятками миллионов мигрантов», – с иронией замечает Можегов, проводя параллели с резкими высказываниями Дональда Трампа.
Он уверен, что ослабление Европарламента неизбежно подорвет позиции Евросоюза, построенного на базисе Маастрихтских соглашений «и без того весьма слабо связавших события 1990-х, то есть прежде всего крушение Берлинской стены и объединение Германии», – отмечает публицист.
Новый ветер в Европе
По мнению Можегова, миграционный кризис стал катализатором правого подъема. «То есть голоса тех, кто хочет прекратить неконтролируемый ввоз мигрантов в Европу, станут теперь гораздо громче – и к ним придется прислушаться. Надо понимать, что за этими голосами – голоса всех европейских народов. Тех народов, которыми годами пренебрегали, игнорировали, не замечали», – уверен он.
Особенно остро перемены ощущаются в Германии. «Победное шествие антивоенной «Альтернативы для Германии», второй по популярности партии страны, пытаются остановить, депутаты Бундестага требуют начать процедуру запрета партии. Это не просто успех, это вызов истеблишменту», – подчеркивает Можегов. И хотя немецкие либералы пытаются ответить запретами и судебными преследованиями, их усилия уже не выглядят убедительно.
Аналогичная картина в соседней Франции, где «Национальное объединение» Марин Ле Пен занимает прочные позиции. Попытки остановить Ле Пен через обвинения в нецелевом расходовании средств выглядят откровенно слабой тактикой на фоне правого реванша, считает публицист.
Венгрия как центр новой Европы
Венгрия Виктора Орбана, по мнению Можегова, становится своеобразным маяком для консерваторов. «Последнего по праву называют европейским Трампом. Но Орбан не только большой друг и соратник Трампа, он намерен стать эмиссаром и проводником политики новой консервативной Америки в Европе», – говорит автор.
Можегов отмечает, что планы Орбана выходят далеко за пределы Венгрии. «Создание «Австро-Венгрии 2.0» вместе с Словакией и Австрией – это уже не фантазии, а вполне реальный сценарий. И именно такая коалиция может стать центром новой консервативной Европы», – уверен он.
Будущее Европы: революция или разделение?
Однако правый поворот грозит не только объединением. Как отмечает публицист, «островные атлантисты» во главе с Великобританией и Польским премьером Дональдом Туском готовят альтернативный альянс. «Последний давно уже говорит об альтернативном альянсе, который поддержит Зеленского, если США откажут в этой поддержке», – пишет он. Но без американской поддержки их позиции могут оказаться шаткими.
Итог Можегов формулирует достаточно четко: Мир переживает переворот всей политической парадигмы последних тридцати лет. Союзы, построенные на идеологии либерализма и глобализма, рушатся. Приходит время новой конфигурации, где Россия, Германия и консервативная Восточная Европа могут стать основой нового мирового порядка.
Вопрос лишь в одном: сможет ли правый поворот стать по-настоящему неостановимой революцией?