Второе дыхание: что стоит за новыми протестами в Грузии
После короткого затишья в Грузии вновь вспыхнули протесты оппозиции. События развиваются на фоне недавних президентских выборов в США и обострения ситуации на украинском направлении. Сложно не задаться вопросом: это простое совпадение или результат закулисных манипуляций влиятельных игроков?
Политический обозреватель ЛенТВ24 Наталья Старичкова видит в происходящем немало признаков хорошо отработанного сценария или открывшегося у оппозиции второго дыхания.
«Может, конечно, совпадение, а может кто-то за океаном и на острове пришел в себя после выборов в США да закусил удила? Это ж сколько в Грузии людей на западные гранты живут, если могут целыми днями ходить на протесты, как на работу?» – отмечает она с иронией.
Что происходит за кулисами грузинской политики
19 ноября, в разгар столкновений протестующих с полицией, стало известно, что министры иностранных дел стран Евросоюза не смогли прийти к единому мнению о введении санкций против властей Грузии. При этом неожиданным фактором стали сомнения Болгарии. Если Венгрия и Словакия давно известны своей «диссидентской» позицией в ЕС, то Болгария, казалось бы, всегда поддерживала общий курс Брюсселя.
Однако накануне грузинская судоходная компания E60 Shipping Line запустила железнодорожно-паромные перевозки в Болгарию, включив её в проект «Среднего коридора». Важным узлом новой логистической цепочки стал порт Варна, откуда грузы из Китая смогут следовать в Европу. Экономическая выгода для Болгарии очевидна, но наталкивает на вопрос: может ли страна, столь зависимая от ЕС, действовать самостоятельно?
Кто выигрывает от «Среднего коридора»
По мнению экспертов, основным бенефициаром нового маршрута на первых этапах станет Китай. Консорциум China Communication Construction LTD уже получил контракт на строительство глубоководного порта в Анаклии, что усиливает позиции Пекина. Однако Запад, похоже, готов временно мириться с этой реальностью.
Американское издание The National Interest ещё в 2020 году писало о важности поддержки «Среднего коридора», подчёркивая, что в будущем ЕС и США смогут минимизировать влияние Китая через финансовые вливания в инфраструктуру.
«Оставим без комментариев очаровательную бизнес-логику – тут все ясно», – подытоживает этот раздел автор.
Трамп и «Грузинская мечта»
Интересный поворот в грузинской политике – связь правящей партии «Грузинская мечта» с идеологией «трампистов» и будущим американским лидером Дональдом Трампом. Политолог Каринэ Геворгян прямо заявляет: «Партия Грузинская мечта – это трамписты». Логика здесь ясна: если битва за новые транспортные коридоры становится ключевой в глобальной экономике, Трамп и его сторонники вряд ли останутся в стороне.
Однако протесты в Тбилиси свидетельствуют о том, что у «трампистов» есть серьёзные оппоненты, готовые воспользоваться моментом, чтобы свергнуть правительство Бидзины Иванишвили. На карту поставлено многое: быть перекрёстком мира – это не только выгодно, но и чрезвычайно сложно.
Старая риторика – новые вызовы
Протесты продолжают сопровождаться привычными обвинениями в «попрании европейских ценностей» и «российском вмешательстве». Однако, как отмечает Старичкова, это больше похоже на «обветшавшую маскировочную сеть».
Истинная борьба идёт за контроль над ключевыми транспортными узлами, а политическая нестабильность лишь инструмент в руках тех, кто стремится перекроить грузинскую политическую карту.
«Быть перекрестком мира – это очень выгодно. Но очень непросто», – заключает автор. Грузия вновь оказывается в центре мировых интересов, но чем закончится этот виток напряжения – покажет только время.