«Неонацизм на северных рубежах»: тревожные знаки и молчание соседей
11 ноября Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела и приняла традиционный российский проект резолюции о борьбе с героизацией нацизма и неонацизма, пишет политический обозреватель ЛенТВ24 Наталья Старичкова.
Но в тот же день ЛенТВ24 сообщила, что еще один памятник с нацистской свастикой исчез с территории Ленобласти. Случайное совпадение? Возможно. Однако, наблюдая за происходящим, становится очевидным, что современный неонацизм вовсе не такой «нео», как может показаться, – скорее это тот самый, старый и недобитый нацизм, просто сменивший маски.
«Свобода слова» или скрытое потворство?
Неонацизм находил укрытие за красивыми словами о «свободе слова» и «правах человека». Особенно активны в этом вопросе наши северные соседи. Финляндия, например, долгие годы прикрывалась Хельсинкским заключительным актом 1975 года, который на словах закреплял принципы демократии и безопасности в Европе. Но что же изменилось с тех пор?
«В 2023 году Финляндия уже открыто голосовала против российской резолюции в ООН, осуждающей героизацию нацизма», – отмечает Старичкова. Это уже не просто дипломатическая вежливость, а явная политическая позиция, позволяющая закрывать глаза на собственные «скелеты в шкафу».
Как выяснилось, различные финские организации, такие как «Ассоциация Карельский Союз», с молчаливого согласия властей устанавливали памятники «героям», воевавшим на стороне Гитлера, прямо на территории России.
«Эти памятники не просто напоминают об истории, они возвеличивают тех, кто сражался против нашей страны под фашистскими знаменами», – подчеркивает автор.
Литва: правый поворот и отрицание истории
Финляндия – не единственный «цивилизованный» сосед, закрывающий глаза на происходящее. В Литве, например, к власти рвется партия «Рассвет Нямунаса» или «Заря Немана», чьи лидеры открыто заявляют, что обвинения в уничтожении евреев во время Второй мировой войны стоит пересмотреть.
«это были не мы» и на это «были же на то и свои объективные причины», – такова риторика основателя партии Ремигиюса Жемайтайтиса, который, несмотря на обвинения в антисемитских высказываниях, остается на свободе и пользуется популярностью у избирателей.
На что мы закрывали глаза?
Между тем, пока российский МИД выпускал регулярные заявления, в социальных сетях пролетали возмущенные комментарии и гневные смайлики, северные соседи устанавливали памятники своим «героям» и переписывали историю.
Но теперь все изменилось: один из таких памятников со свастикой был демонтирован. Вопрос лишь в том, сколько еще таких «памятных знаков» осталось в лесах Ленинградской области и Карелии, куда финские «общественники» спокойно проникали долгие годы.
«Мы слишком долго не замечали ползучую пропаганду, – признается Старичкова. – До сих пор где-то Карелии, Ленобласти и Петербурге сидят-притихли наши «свободно мыслящие историки», которые на собственную историю глядят финскими глазами».
Теперь предстоит смотреть в оба. Остается надеяться, что российские школьные уроки «Разговоры о главном» не забудут рассказать правду о том, что творили наши европейские соседи под свастикой. И что за границей с нацизмом никто бороться по-настоящему не собирается.
«Было надгробие со свастикой – и нет его», – завершает Старичкова. И это, возможно, только начало долгого пути, на котором придется разоблачить неонацистские симпатии по ту сторону границы, раз сами они этого не хотят.