Не слепая дружба: Сергей Лавров высказался о турецких поставках Киеву и о будущих приоритетах Анкары
1 ноября Россия впервые в официальном формате высказала Анкаре недовольство её военными поставками Киеву. Как отмечает политический обозреватель ЛенТВ24 Наталья Старичкова, комментарий, сделанный главой МИД РФ Сергеем Лавровым для турецкого издания Hurriyet, вызвал ажиотаж в медиа.
Министр иностранных дел отметил, что Анкара сотрудничает с Киевом в военно-технической сфере, что вызывает у Москвы удивление на фоне предложений Турции о посредничестве в конфликте.
«Турецкое оружие используется вооруженными силами Украины для убийства российских военнослужащих и мирных граждан», – заявил Лавров, указывая на противоречие между действиями Турции и её заявлениями.
По мнению автора, этот сигнал был долгожданным. Москва не могла игнорировать турецкие беспилотники, бронетехнику и ракеты, которые поступают на Украину. Однако на протяжении почти двух лет предпочитала публично не поднимать вопрос. В последние месяцы стало очевидно, что Владимир Путин отодвигает свой визит в Турцию, что могло служить немым указанием на недовольство Кремля.
По словам Старичковой, вопрос, почему именно сейчас Россия решилась на резкие заявления, не связан с потерей терпения, но с тем, что Москва теперь уверена в своей позиции и может позволить себе жёсткие акценты.
На это повлияла и внутренняя ситуация: после атаки на Курскую область российское общество сплотилось, проявив внезапное единство. Даже аполитичная питерская молодёжь стала волонтёрами, добавила Старичкова, описывая атмосферу в стране.
Политолог также отметила важность саммита БРИКС, который Москва провела так, что стало очевидно: у России есть союзники для решения вопросов в разных регионах мира. Теперь Турции предстоит определиться, на кого ставить: на мировое большинство или на продолжение поставок оружия Украине.
Лавров в интервью дал понять, что Россия не гарантирует поддержки Анкары в её заявке на вступление в БРИКС. Он подчеркнул: «Решение о параметрах вступления Турции в союз будет принято на основе единогласия и с учетом суверенных предпочтений всех стран БРИКС и Турции». Таким образом, России дала Турции понять, что выбор предстоит сделать самой, а Москва займётся своими делами – например, строительством новых кораблей.