Путь без капитуляции: останется ли Грузия верна себе на пути в ЕС?
Победа «Грузинской мечты» на парламентских выборах, которую предсказывали многие нейтральные эксперты, обострила политический раскол в стране. Оппозиционная коалиция и президент Грузии Саломе Зурабишвили отказались признавать результаты, призывая своих сторонников к протестам. Политолог и основатель SIKHA foundation (Тбилиси) Арчил Сихарулидзе объясняет, почему грузинская оппозиция оказалась в этом положении и каковы сценарии развития событий.
«Перспективы оппозиции пока выглядят весьма плачевными», – делится Арчил. После того как ОБСЕ и другие международные организации признали выборы легитимными, а поздравления «Грузинской мечте» прислали лидеры Венгрии, Армении и Азербайджана, у грузинской оппозиции, по мнению Сихарулидзе, не осталось достаточно политических козырей, чтобы мобилизовать электорат.
«Более того, попытка навязать концепцию «исторического события» оказалась проигрышной, поскольку «европейское будущее» не так значимо для обычных избирателей, как повседневность, стабильность, отказ от агрессивной риторики и, безусловно, мир и порядок», – комментирует политолог.
Многие грузины, особенно старшее поколение, устали от излишне радикальной риторики прозападных партий. Вопрос не в отказе от Европы, а в том, чтобы пройти к ней достойно, не капитулируя перед внешними интересами, поясняет Сихарулидзе.
Перспективы оппозиции: от протестов до признания
Сейчас, по мнению политолога, у грузинской оппозиции несколько вариантов. Первый – выйти на улицы, блокировать административные здания и требовать пересмотра выборов. Но, как считает Сихарулидзе, этот сценарий маловероятен: «В Тбилиси активно чувствуется усталость и, что самое главное, нежелание очередной волны насилия и протестов. Более того, даже если кризис получится создать, страна может оказаться на грани гражданского противостояния, в котором проиграет, опять же, оппозиция».
Второй вариант – бойкотировать парламент, надеясь, что Запад постепенно усилит давление на «Грузинскую мечту», делая выбор в пользу прозападных сил очевидным для избирателей. Однако Сихарулидзе указывает на риски такого подхода. По его словам, в нынешней геополитической ситуации поддержка Грузии Западом может оказаться временной. ЕС и США, возможно, отдадут приоритет внутренним проблемам. Если оппозиция затянет свой бойкот, то может остаться вне актуальной повестки Запада.
Третий вариант – продолжить политику непризнания выборов, оставаясь в стороне от политических процессов и пытаясь сохранить напряжение. Но это опасная стратегия, так как оппозиция рискует окончательно потерять доверие, если будет оставаться вне системы, одновременно получая госфинансирование и демонстрируя несогласие. В итоге этот тупиковый подход может еще сильнее ослабить оппозицию, оставив «Грузинскую мечту» доминирующей силой на годы вперед.
Политическая «красная линия»
Неудивительно, что консервативная позиция правящей партии по вопросам ЛГБТ* и закона о защите против ЛГБТ*-пропаганды также сыграла свою роль. «Для них евроинтеграция – это экономическое благополучие, не связанное с делами людей нетрадиционной ориентации и так называемыми «гей-парадами». Эту красная линию еще много лет никто не сможет пересечь», – отмечает Сихарулидзе. Он указывает на то, что многие представители оппозиции и неправительственных организаций акцентируют внимание на лозунгах, не учитывая настроения традиционного христианского и мусульманского большинства в стране.
В завершение Сихарулидзе добавляет, что у оппозиции был шанс создать в парламенте реальную политическую альтернативу и наконец-то наладить конструктивный диалог. Но, вероятно, они вновь останутся в стороне, тогда как «Грузинская мечта» продолжит демонстрировать стабильность и шаги к интеграции с Европой, но без уступок.
«Не стоит, впрочем, думать, что правящая партия победила потому, что ее любят больше <…> Просто идеи и постулаты правящей партии более понятны и приемлемы, нежели громогласные, но зачастую иллюзорные образцы прозападной риторики», – заключает автор.
*решением Верховного суда «международное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено в России