Выборы в Грузии: Евроинтеграция – это не грузинская мечта?
На прошедших парламентских выборах правящая партия «Грузинская мечта» вновь подтвердила свой статус лидера, сохранив большинство и укрепив позиции в правительстве. По данным ЦИК Грузии, после подсчета 99,9% бюллетеней партия получила почти 53,92% голосов. При этом ГМ получила меньше 50% голосов в таких крупных городах, как Тбилиси, Кутаиси и Батуми и, разумеется, заграницей. Явка достигла 58,94%.
Правящая партия «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» после победы на парламентских выборах получает 89 депутатских мандатов из 150, заявил на брифинге председатель законодательного органа Шалва Папуашвили.
Руководитель ГМ, экс-премьер Бидзина Иванишвили, уже поздравил сторонников с успехом. Его слова о талантливом грузинском народе, который сумел одержать победу, звучат как наглядный ответ всем тем, кто сомневается или сомневался в выборе Грузии и её пути.
Выходите на протесты, а может, пересчитаем?
Однако не все так радужно для оппозиционных сил, чьи идеи о «европейской мечте» явно не нашли широкого отклика. «Коалиция за перемены», «Единство – национальное движение» объявили о непризнании итогов выборов и призвали к пересчету голосов. Вспомнилась и партия «Лело» с её извечными «не будем молчать» на фоне полного отсутствия идей.
Президент Соломе Зурабишвили тоже не осталась в стороне и призвала народ выйти на улицы, упрекнув ГМ в «продвижении российских интересов». «Я не признаю эти выборы <...> Это то же самое, что признание вхождения сюда России, подчинения Грузии России. Наши предки не для этого жили, и мы этого не примем. Никто не может отнять у Грузии европейское будущее», – заявила Зурабишвили.
Пожалуй, никто не удивится, если эта традиционная фраза о «светлом европейском будущем» вновь не найдёт отклика у грузин, которые не намерены сжигать собственную страну в жертву идеям далёких Брюсселя и Вашингтона.
Впрочем, сами евро-поклонники с момента введения безвиза облюбовали города Западной Европы, оставив родную Грузию в покое, теперь они могут возмущаться лишь в интернете, так что протестный потенциал у них уже не тот, каким был в былые времена.
Реакция России: «Европы больше нет», стремиться некуда
МИД России, в лице своего официального представителя Марии Захаровой, тоже не остался в стороне, и слова её были не менее колкими: Грузии не стоит рассчитывать на ЕС, который не может справиться даже с текущими проблемами.
При этом у любой страны есть будущее, пока ее народ «думает самостоятельно», подчеркнула Захарова. «Лишение будущего – это лишение независимости и национальных интересов», – отметила она.
Остается надеяться, что Грузия сама понимает свою выгоду и выбрала независимость, а не туманное «европейское будущее». Ведь лишиться будущего – это означает потерять независимость и суверенитет.
Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что победа «Грузинской мечты» – это выбор граждан этой страны. «Сейчас важно, чтобы никакие третьи страны в результаты этих выборов не вмешивались. Та же госпожа президент говорила, что не признает результатов этих выборов. Не знаю точно, входит ли это в ее полномочия…», – заявил представитель Кремля.
Майдан-2024 или «всё идёт по плану»
Грузия вполне готова встретить протесты, которые оппозиция, очевидно, готовит к сегодняшнему вечеру. Однако, похоже, западные покровители потеряли интерес к своим же сценариям: миссия ОБСЕ уже признала выборы законными, а новые грузинские волнения, возможно, списали в утиль.
Оценка коллективной миссии ОБСЕ, ПАСЕ, Парламентской ассамблеи НАТО и Европарламента более сдержанна. Там отметили, что избирателям был предложен выбор между 18 предвыборными списками, а кандидаты могли в целом свободно вести агитацию.
При этом отмечены «разобщающая предвыборная риторика и широко распространенные сообщения о давлении на избирателей», «значительный дисбаланс в финансовых ресурсах и многочисленные преимущества в пользу правящей партии».
Отчётливо видно, что никто в Европе не горит желанием организовывать очередную «маленькую войнушку» в ещё одной стране. Впрочем, это не мешает оппозиции упорно стараться устроить грузинский майдан, цепляясь за любой шанс и делая громкие заявления на пустом месте.
США и Евросоюз тут же откликнулись, заявив о «неправомерностях» выборов и требовании расследования. Госсекретарь Энтони Блинкен раскритиковал правящую партию за использование государственных ресурсов и запугивание избирателей, что явно расстраивает их патриотический настрой. Глава Евродипломатии Жозеп Боррель со своей стороны призвал к «быстрому и прозрачному расследованию».
Западные СМИ о выборах в Грузии
Западные СМИ, похоже, переживают тяжёлое утро после грузинских выборов, на которых «Грузинская мечта» одержала победу, сохранив курс на самостоятельную политику и партнёрство с Россией. Если верить статье Washington Post, эта избирательная кампания чуть ли не важнейшая со времён обретения независимости Грузии – и даже не понятно, для кого больше: для самих грузин или для американцев, решивших всерьёз контролировать этот «особый» выбор?
Французские Liberation и Le Point добавили изюминку, сообщив об «атмосфере послевыборного похмелья» в Тбилиси. Возможно, авторы статьи действительно знают, о чём пишут – судя по тому, как сильно у Запада разыгралось разочарование в связи с выбором Грузии на пути к самостоятельности.
New York Times увидела «международное значение» в решении Грузии. Однако сдержанное недовольство всё же проявляется, опять «горький привкус», издания словно жалуются на неисполненную европейскую мечту Грузии. В этой метафорической пьянке с похмельем и безусловным выбором будущего Грузия, по мнению западных СМИ, вновь упускает «последний шанс» на путь в Европу, который якобы принесет благополучие и демократию, оставляя Россию в прошлом.
Guardian, в свою очередь, поспешила подчеркнуть, что результат выборов в Грузии может изменить путь «некогда самого прозападного» государства бывшего СССР. Словно подразумевая, что независимый выбор страны – это что-то абсолютно аномальное. Возможно, в мире Guardian страны и вправду обязаны быть «правильными» – но грузинские избиратели, похоже, об этом не знали.
Британское издание Financial Times выразило своё негодование вполне прямо: по их словам, грузины стояли перед «выбором между будущим в Европе и союзом с Москвой». То есть, намекает газета, что между стабильностью в Грузии и её западными амбициями не может быть компромисса.
Economist тоже не отстаёт: масштаб победы «Грузинской мечты» буквально «выбил ветер из парусов» у оппозиции, так что о прозападной коалиции теперь придётся забыть. Вопрос в другом: а кто решил, что Грузии жизненно необходимо присоединение к ЕС?
Не отстаёт и Daily Mail, подчеркнув, что Грузия находится в «геополитически уязвимом положении», с Россией на севере и «раздираемой войной» Украиной через Чёрное море. По мнению издания, это обстоятельство делает выборы едва ли не судьбоносными для всего мира. На фоне таких заявлений грузинские избиратели, кажется, оказались лишними наблюдателями в собственной политике, как будто их голос перестал быть важен на фоне чьих-то геополитических игр.
Вот и выходит, что для западных изданий выбор грузин в собственных интересах – это неправильная «грузинская мечта». А для самой Грузии, похоже, это самый разумный выбор, который ей обеспечит то самое будущее, которое Европа ей так не хочет признавать.
Экспертное мнение
Директор Института Современного государственного развития Дмитрий Солонников рассказал «Общей газете Ленинградской области», какие могут быть реальные риски для Грузии в условиях раскола руководства после результатов выборов.
Эксперт отметил, что Грузия не стремится к пророссийскому курсу. Премьер-министр заявил, что страна не будет восстанавливать дипотношения с Россией, а партия «Грузинская мечта» ориентирована на евроинтеграцию и вступление в НАТО.
«Борьба идет за то, кто на территории Грузии будет реализовывать европейский сценарий и получать соответствующее финансирование и дальнейшие перспективы собственного развития», – подчеркнул Солонников.
По его словам, выбор между пророссийским и прозападным направлениями перед Грузией не стоит – речь идет о вариантах прозападного курса: спокойном и прагматичном в случае «Грузинской мечты» или агрессивным и военным, как у оппозиции, поддерживаемой Лондоном.
«Мы видим, что Европа согласилась с итогами выборов, считая, что лучше и спокойнее договориться с «Грузинской мечтой». Поэтому нынешняя попытка организовать раскачать ситуацию, организовать какой-то массовый протест, это частная инициатива оппозиции.
Там личные амбиции, да, понятно, там тоже все хотят быть при деньгах, они хотят быть главными кураторами Евроинтеграции, получать отсюда все коврижки. Ну, да, это их борьба за контроль над этими финансовыми потоками.
Кроме того, эксперт отметил, что «самый важный момент, что через 45 дней выбора президента, поэтому Саломе Зурабишвили «подпрыгивает». После прошедших выборов ее сторонники остались в меньшинстве, ее не переизберут. «А ей тоже хочется войти в историю как оставшийся президент».
Автор: Вероника Рейн