Реджеп Эрдоган на саммите БРИКС: дипломатия, теракты и незаконченные переговоры
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган удивил мир неожиданным и многозначительным визитом на саммит БРИКС в Казани. «Каким любопытным оказалось участие президента Турции в саммите БРИКС: коротким, нервным и крайне загадочным», – пишет политический обозреватель ЛенТВ24 Наталья Старичкова.
Между новостями о терактах и переговорами по зерновому коридору, возникает множество вопросов: зачем же на самом деле он приезжал в Россию, и кто стоит за последними попытками переговоров с Украиной? В этом материале мы разбираем все ключевые моменты визита.
Тревожное начало визита: теракт в Турции
Первый день визита турецкого лидера был омрачен терактом в столице Турции. В турецких новостях появились сообщения о взрывах и стрельбе около штаб-квартиры компании Tusaş в Анкаре. Этот инцидент не остался незамеченным в международных кругах, вызвав догадки о связи между выбором Эрдогана отправиться на саммит БРИКС в Казань и угрозами внутри Турции.
Вскоре эксперты отметили и ироничное совпадение: место, где произошел теракт, называется Кахраманказан, что в прошлом было просто «Казан».
«Разумеется, только ленивые не связали это совпадение напрямую с решением Эрдогана отправиться в российскую Казань на саммит БРИКС: «Черная метка! Предупреждение не связываться с БРИКС! Сигнал всем остальным!» – пишет Старичкова.
Пропустив вечерний приём, Эрдоган занялся вопросами национальной безопасности: подготовка авиаударов по позициям Курдистанской рабочей партии в Ираке и Сирии не терпела отлагательств, предполагает автор.
По слухам, турецкий лидер обсуждал координацию с союзниками по НАТО, что вызвало интерес к его отсутствию на официальных мероприятиях саммита.
«Зерновой коридор» и игра Турции на мировой арене
После возвращения домой Эрдоган сообщил, что главными темами его переговоров с Путиным стали восстановление зернового коридора и разминирование Черного моря. «Как-то совсем не похоже на антизападную дерзость получается – скорее, как раз, на вполне согласованное в нужных местах действо», – считает автор.
В тот же день британский премьер-министр Кир Стармер обвинил Россию в блокировании судов с продовольствием, что, по его словам, причиняет страдания миллионам людей. Два параллельных высказывания – от «доброго» Эрдогана и «злого полицейского» Стармера – добавили интриги в диалог о поставках зерна.
«Сэр Кир Стармер обвинил Владимира Путина в том, что он «причиняет вред миллионам уязвимых людей», поскольку новые данные британской разведки свидетельствуют: корабли с продовольственной помощью были блокированы российскими атаками на украинские порты», – писала ранее The Independent.
Турция как посредник между Россией и Украиной?
На переговорах обсуждался и обмен пленными, хотя до сих пор этот вопрос курировали Саудовская Аравия и ОАЭ, получив за это публичную благодарность от Владимира Путина. Вопрос, почему Турция решила вмешаться, остается открытым, ведь это выглядит как шаг на поле других ближневосточных игроков.
Слухи о том, что Украина выходила на Россию через турецких посредников с предложением переговоров, подтвердил и сам Путин, когда на пресс-конференции упомянул недавний звонок от помощника Эрдогана из Нью-Йорка.
Однако, по словам президента России, на следующий день украинская сторона публично опровергла намерения вести диалог. Это не удержало Путина от ироничного замечания в адрес Анкары: «Мы туркам сказали: ребята, спасибо вам, конечно, за ваше участие, но вы сначала разберитесь со своими клиентами тогда».
Журналист Ольга Скабеева в интервью спросила у Путина об этих переговорах, что, возможно, подтвердило: Турция действительно могла быть уполномочена попытаться стать посредником между Россией и Украиной. Но будет ли этот третий визит более успешным – вопрос открытый.
Миссия Эрдогана на саммите БРИКС вызвала у публики и экспертов немало вопросов. «А если так, то приезд Эрдогана в Казань – никакая не самоволка: его уполномочили. Только пока, по-видимому, недостаточно убедительно, раз Путин про предыдущие неудачи публично напомнил», – заключила Старичкова.