Top.Mail.Ru

Грузия на перепутье: выборы, которые изменят всё (или ничего)

© Sputnik / Владимир Умикашвили
Бизнес-аналитик Глеб Простаков о том, в каком направлении сделает шаг Грузия во время парламентских выборов.

Грядущие парламентские выборы 26 октября обещают стать самыми важными в современной истории Грузии. Они не только определят судьбу правящей партии «Грузинская мечта», но и зададут вектор для всего кавказского региона.

Пока «Грузинская мечта» хочет укрепить свою власть, оппозиция, осознавая свои слабые шансы на победу, планирует раскачать общественные настроения до предела, возможно, с последующим свержением власти через протесты.

И как тут не вспомнить прежние грузинские традиции смены власти через улицы и площади?

Прозападные и консерваторы: вечное противостояние

«Грузинское общество расколото на два лагеря: прозападных симпатиков, чьим символом некогда был, а для многих и остается экс-президент Саакашвили, и консервативное большинство, не готовое обменять иллюзорные перспективы евроинтеграции на риск окончательно рассориться с Россией»,пишет бизнес-аналитик Глеб Простаков.

Не стесняясь возмущений Запада, власти Грузии пошли на принятие закона об иноагентах и запрет ЛГБТ*-пропаганды – шаги, которые Запад встретил с негодованием, но которые консервативная часть населения приняла на ура.

А чтобы усилить эффект, власти активно эксплуатируют тему украинского конфликта: мол, выбирайте – либо процветание, либо война и разрушения, как на Украине. Гениальная, хотя и немного банальная тактика мобилизации пассивного большинства против наэлектризованного меньшинства.

Шоу должно продолжаться

«Грузинская мечта» решила сыграть по-крупному, инициировав импичмент президента Саломе Зурабишвили. Хотя её полномочия и так заканчиваются с избранием нового парламента, власти хотят превратить её уход в громкое поражение.

Хотя пост президента после конституционной реформы почти декоративный, противостояние президента и правительства усиливает дестабилизацию в стране. А что может быть лучше для оппозиции, чем политический хаос в самый разгар выборов?

Что касается внешней политики Грузии, то она стала образцом прагматизма. Стремясь в ЕС, Тбилиси одновременно усиливает связи с ближайшими соседями – Турцией и Россией. Обе страны играют ключевые роли в грузинской торговле и инвестициях.

К тому же, несмотря на недовольство Вашингтона, Грузия не стесняется усиливать связи с Китаем. Весной китайская компания получила контракт на строительство глубоководного порта Анкалия – важного звена в транспортном коридоре Север – Юг, который крайне выгоден России.

Однако простая смена геополитических ориентиров с Запада на Восток – слишком примитивный сценарий. Большинство грузин всё ещё мечтают о вступлении в ЕС, несмотря на то, что принятые законы, особенно запрет ЛГБТ-пропаганды, фактически закрывают двери в Европу. Какая альтернатива? Пока власти предлагают лишь туманные обещания, и это раздражает общество.

Победа здравого смысла: восстановление территорий и дружба с Россией

На фоне всех проблем власти намекают на проект восстановления территориальной целостности Грузии. В сентябре основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили заявил, что Грузия готова извиниться перед осетинами за войну 2008 года. Это можно расценивать как попытку наладить отношения перед «предложением, от которого невозможно отказаться», однако местные элиты и население в Абхазии и Южной Осетии вряд ли согласятся на возвращение в состав Грузии.

Пока дорога в ЕС для Грузии де-факто закрыта, а шансы на реинтеграцию территорий не столь радужны, Грузии остаётся держать баланс между Востоком и Западом. Для Москвы важно иметь стабильного соседа на юге, с которым налажены экономические связи. В

«В этом смысле победа здравых сил в Грузии – условие необходимое, но пока недостаточное для формирования общей созидательной повестки в отношениях Москвы и Тбилиси. Но это будет шагом в правильном направлении», – отмечает автор.

*движение признано в РФ экстремистским и запрещено

Материал и иллюстрации подготовлены с использованием нейросетей
Теги: Мнения и аналитика ИИ