Иранский вопрос: Поворот или просто мираж?
Сейчас все взгляды устремлены на Иран, и мнения экспертов разнятся – от мрачных прогнозов до едва ли не эйфорических. Одни утверждают, что Тегеран вот-вот выкинет белый флаг перед Западом и даже Израилем, другие — что всё это лишь игра на публику. Так что происходит на самом деле?
На одном конце спектра аналитики прямо заявляют: правительство Пезешкиана прокладывает путь к настоящей контрреволюции. Мол, Тегеран готов отказаться от многолетней конфронтации и «примириться» с Западом, а то и с Израилем. И, что самое страшное, доказательства, вроде бы, есть.
Пезешкиан, например, в ООН наплел такого, что волосы на голове встают. Говорят, его окружение напоминает старых добрых «американистов» из советского ЦК: мечтают скорее обнять Штаты и слиться в вечной дружбе. Плюс, ходят слухи, что духовного лидера ИРИ спрятали подальше – не то ради безопасности, не то чтобы изолировать его от происходящего.
И вот еще: в воскресенье прошел слух, что вертолет с командованием КСИР и хуситов разбился в Иране. Для революционных гвардейцев либерализм Пезешкиана – что красная тряпка для быка. Добавим сюда разговоры о гибели президента Раиси и его грозных планах мстить за бомбардировку иранского посольства в Сирии. Всё это наводит на мысль: не готовит ли Иран резкий разворот?
Однако на противоположном берегу аналитического океана есть и другие трактовки. Некоторые эксперты убеждены, что Иран не спешит влезать в войну, пока Израиль не «покажет все карты», включая своих «кротов» в Тегеране. Говорят, там сейчас масштабные чистки – не до войны. Да и устранить КСИР или Хезболлу в одночасье, по их мнению, просто невозможно: преемники готовы, структура эшелонирована.
Пример? Пожалуйста: Хашим Сафиддин, новый генсек Хезболлы, уже давно был в игре, готовился к тому, что Насралла «уберут». Насралла вроде как и предупреждал: «Меня убьют – он меня заменит». Так что никаких неожиданностей.
Пезешкиан, конечно, в ООН не только о мире вещал. Прозвучали и заявления о том, что США и ЕС солгали, пообещав прекращение огня, если Иран не станет отвечать на убийство Исмаила Хании, главы политбюро ХАМАС.
Какой из сценариев ближе к правде? Скорее всего, как всегда, правда где-то посередине. Для России, кстати, этот средний вариант был бы самым выгодным: ни братания с Америкой, ни вовлечения Ирана в войну. Потому что иначе наш «Север-Юг» зависнет в неловком положении. А уж про войну с ядерным Израилем и говорить не приходится – Каспий ведь тоже жалко.
Кстати, аргумент в пользу «среднего» сценария появился в воскресенье вечером: несмотря на все слухи и тревоги, в Иран отправился Михаил Мишустин. На повестке – «весь комплекс российско-иранского сотрудничества». Как говорится, поживем – увидим.