Top.Mail.Ru

Немецкая экономика: заводы закрываются, маски падают

© picture alliance / Arco Images
Бизнес-аналитик Глеб Простаков о падении мощнейшей экономики Европы.

Что происходит с некогда мощной экономикой ФРГ? Как отмечает бизнес-аналитик Глеб Простаков в статье для издания «Взгляд», большинство экспертов называют это не временным кризисом, а глубоким структурным кризисом. Увольнения, закрытие заводов и падение промышленности – вот он, новый немецкий порядок. И, как всегда, за этим следует социальная напряженность. А там уже и до политических сдвигов недалеко.

На региональных выборах в восточных землях выбились в лидеры ультраправые из «Альтернативы для Германии» и левые из «Союза Сары Вагенкнехт». Это отражение экономического и социального кризиса, в который Германия погружается всё глубже. Главная проблема – стремительная деиндустриализация: промышленность и высококвалифицированные кадры покидают страну, как пассажиры с тонущего корабля.

Вот и Volkswagen AG, легенда немецкого автопрома, собирается закрыть свои заводы в Оснабрюке и Дрездене. Символично, что именно в этих регионах «АдГ» показала феноменальные результаты на выборах. Как говорится, где тонко, там и рвется.

Закрытие заводов – это не просто экономическое решение, а символическое событие. Германия теряет не только заводы, но и лицо. Volkswagen, который начинал свою историю именно с этих предприятий, теперь переносит производство за пределы страны. 

Немецкие машины, произведенные где угодно, только не в Германии – вот новая реальность для некогда лидера экономики ЕС, который теперь стал «больным человеком Европы».

Внутренние документы Volkswagen говорят о том, что ситуация для компании настолько напряженная, что закрытие заводов уже не просто риск, а почти неизбежность. Генеральный директор Оливер Блюм и бренд-директор Томас Шефер признают, что простым сокращением затрат здесь не обойтись. Видимо, впереди более радикальные меры – например, полное перемещение производства за рубеж.

Проблемы Volkswagen – это лишь часть более широкой картины. BASF уже столкнулся с крахом под давлением энергетического кризиса, и вот теперь автопром получает свой удар. Прекращение поставок российского газа – это только верхушка айсберга. Для немецкого BASF и других гигантов, таких как французский Michelin и американский Goodyear, уход из Германии стал вопросом выживания, все очевидно – высокая доля энергии в себестоимости убивает всю экономику выпуска изделий.

Для VW же проблема более комплексная: помимо дорогой энергии, резко сократился экспорт, особенно в Азию, где немецкие автомобили были раньше очень популярны. Китай теперь не только производит свои автомобили, но и делает это лучше, дешевле и быстрее. Немецкий автопром медленно, но верно уступает позиции на глобальной арене.

В итоге, немецкие бренды теперь всё чаще производят свои автомобили в Китае и США, а сами Германия и ЕС теряют не только рабочие места, но и налоги. В результате экономика Германии получает двойной удар – и по промышленности, и по потребительскому спросу.

Промышленность в Германии составляет пятую часть экономики, и её упадок тянет за собой всё остальное. Прогнозы на будущее оставляют желать лучшего: в 2024 году ВВП страны будет на уровне нуля, а в 2025 году – лишь незначительный рост. Массовые увольнения, демонтаж мощностей, и что хуже всего, потеря лица немецкой промышленности ведут к росту социальной напряженности. А это уже совсем другой разговор – политический.

Немецкие либералы с тревогой смотрят на результаты выборов в восточных землях и пытаются представить, что будет, если такие тенденции распространятся на всю страну. Успех ультраправых и левых может привести к радикальной смене политического курса, а то и вовсе к расколу Германии. 

«Причем раскол – все по той же старой линии ФРГ и ГДР времен разделенной Германии. Это как раз тот случай, когда история может повториться. А что уж там будет – снова трагедия или фарс, пока неизвестно», – отмечает автор.

Теги: Мнения и аналитика