Top.Mail.Ru

У ЕГЭ должна быть альтернатива

© Валентин Илюшин/Online47
Первый проректор РГСУ Джомарт Алиев о плюсах советской системы образования, которые можно применить в современном мире.

Как отмечает первый проректор РГСУ Джомарт Алиев в статье для издания «Взгляд», советская система высшего образования была сильна, в том числе, благодаря своей гибкости. Не поступил в этом году? Поработай, попробуй еще раз.

Служба в армии для парней давала льготы при поступлении, а если устроишься на работу, можно было поступить по направлению. Сегодня все иначе – только ЕГЭ, только один шанс. То есть основная проблема в обязательности ЕГЭ и отсутствии выбора, пишет Алиев.

Споры вокруг ЕГЭ не утихают, противники находят в нем множество изъянов, и они правы. Но и защитники экзамена не ошибаются в своем оправдании. Ведь ЕГЭ – это не столько проверка знаний, сколько переход из детства во взрослую жизнь.

По задумке, он должен быть социальным лифтом, позволяя школьникам из любого региона, из самых отдаленных уголков страны поступать в престижные вузы в любом городе. Однако в реальности это лишь мнимый лифт. Нашу развитую образовательную систему, доставшуюся от СССР, превратили в тренировочный лагерь по прохождению тестов.

Школы нацелены лишь на выпуск учеников с высокими баллами, от которых зависят рейтинги и финансирование. Учебный процесс подстраивается под эту цель, начиная с восьмого класса. Семьи школьников живут с ощущением, что от результатов ЕГЭ зависит вся жизнь подростка. Мостик в вуз стал единственным маршрутом, и в этом маршруте теряется главное – настоящие знания.

Но что, если дать ЕГЭ альтернативу? Можно ли изменить ситуацию без очередной «революции» в образовании? Давайте вернем старые добрые выпускные и вступительные экзамены! ЕГЭ можно оставить для бюджетных мест, но для платных студентов – выбор должен быть, считает Алиев.

Это нововведение вернет выбор выпускникам: если мы даем школьникам право выбирать предметы на ЕГЭ, то почему бы не дать им право выбирать форму контроля знаний? Вернется и истинная цель учебного процесса – передача и проверка знаний, а не натаскивание на правильные ответы в тестах.

Будут трудности? Конечно, ведь учителя, которые сами выпускались по ЕГЭ, уже привыкли к этой системе. Но пока еще работают педагоги старой закалки, которые способны стать наставниками для молодых.

Для вузов же такая альтернатива вернет уникальность: возможность сохранить свой профиль и атмосферу. Сегодня абитуриенты – это «черный ящик». Не ясен их реальный уровень знаний, почему они выбрали конкретный вуз или специальность. И только на вступительных экзаменах можно увидеть, на что они действительно способны.

Изменение законодательства не потребуется – и сейчас абитуриенты могут поступать без ЕГЭ, но только если они не граждане России. «Так давайте вернем такое же право и нашим гражданам», – предлагает Алиев.

Теги: Мнения и аналитика