Тернистый путь: почему евроинтеграция Грузии провалилась
Парламент Грузии на пленарном заседании во втором чтении принял пакет законодательных изменений о запрете пропаганды ЛГБТ*. Из-за принятия этого законопроекта процесс евроинтеграции Грузии фактически застопорился.
Западные «друзья» недовольны: они хотят видеть Грузию в числе стран, которые радостно принимают все нормы и указания извне. А вот Тбилиси, похоже, решил напомнить Брюсселю, что страна вправе самостоятельно определять, что лучше для ее граждан.
Поэтому ЕС пошли на крайние меры. Но неужели дело только в защите семей или на горизонте маячат более серьёзные геополитические игры?
Что произошло
Евросоюз, конечно, встревожен. В официальном заявлении представители ЕС в Тбилиси напомнили грузинским властям, что «процесс вступления в Евросоюз фактически приостановлен», и призвали страну «вернуться на путь евроинтеграции».
Евросоюз транслирует жителям Грузии такую позицию, будто этот путь сам по себе светел и безоблачен – с цветами и фанфарами Грузию ждут в Брюсселе. Как бы не так, ведь обязательно нудно размахивать радужными флагами организаций, запрещенных на территории России.
Новый грузинский пакет законопроектов «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних», который, по мнению ЕС, «подрывает основные права грузинского народа», запретит пропаганду ЛГБТ* и однополые браки.
Теперь пропаганда ЛГБТ* в Грузии станет дорогим удовольствием: штрафы для физлиц составят 1,5 тыс. лари (около $532), а для юридических – 4 тыс. лари (более $1,4 тысячи). И, конечно, никакой трансляции однополых сцен на телевидении.
Представители ЕС уже спешат осудить инициативу, называя её «поспешной», и угрожают осложнением отношений. Если грузинский парламент не пересмотрит свои решения, то европейские двери могут закрыться для Грузии навсегда.
Защита семейных ценностей и независимости
Грузия решила остаться верной своим традициям и не спешит вступать в европейский клуб, где, как кажется, нормы меняются быстрее, чем можно произнести «демократия». Закон о защите семейных ценностей, принятый парламентом страны 4 сентября, стал очередным шагом Тбилиси на пути к укреплению суверенитета и защите от западного вмешательства.
За «традиционные ценности» проголосовали 81 депутат – ни одного против. Оппозиция бойкотировала заседание, то есть не присутствовала и не голосовала, но результат мало кого удивил. Запреты распространятся на образование, медиа, кино и митинги, которые, как утверждается, могут угрожать моральным устоям общества.
Поправки касаются сразу нескольких спорных тем – от запрета на однополые браки и усыновление детей гомосексуальными парами до уголовной ответственности за операции по смене пола. С 17 мая в Грузии будет официально отмечаться День святости семьи и уважения родителей, что, конечно, вряд ли совпадает с видением прогрессивного Запада.
По новым правилам, любые браки, кроме союза мужчины и женщины, не смогут быть зарегистрированы, а использование медицинских манипуляций для смены пола будет караться лишением свободы на срок от года до четырех лет.
Это уже не первый раз, когда Грузия сталкивается с неодобрением ЕС. Ранее Евросоюз критиковал грузинский закон об иноагентах, который, по мнению Брюсселя, «противоречит европейскому кодексу».
Закон об «иноагентах»
Закон «О прозрачности иностранного влияния», который оппоненты в Грузии поспешно окрестили «русским», стал первым яблоком раздора между Тбилиси и западными партнерами. Он вызвал массовые протесты жителей и даже драки депутатов в парламенте.
Закон обязывает все НПО и медиа, получающие более 20% своего бюджета из-за рубежа, регистрироваться в специальном реестре. Казалось бы, что такого?
Столь активное стремление грузинских властей «защитить» страну от иностранного влияния явно не совпадает с демократическими стандартами ЕС. Но для Вашингтона и Брюсселя это, похоже, стало красной тряпкой.
В конце мая грузинский парламент преодолел вето президента и утвердил закон, а третьего июня документ подписал спикер парламента Шалва Папуашвили. Обсуждение проекта сопровождалось массовыми протестами в Тбилиси, где десятки активистов были задержаны, а западные послы молниеносно напомнили грузинским властям о демократических стандартах.
США не заставили себя ждать и тут же ввели визовые санкции против тех, кто поддержал закон. В список невъездных попали члены правящей партии «Грузинская мечта», депутаты, сотрудники силовых структур и, конечно, их семьи. Могли бы еще включить в эти списки аквариумных рыбок, но, впрочем, привычное дело: когда демократия не укладывается в рамки западных стандартов, проще обложить всех санкциями и объявить инакомыслящих врагами свободы.
Что скрывается под инициативами правительства
По сути, грузинские власти, устремившиеся было на Запад, получили явный сигнал: интеграция – это не только свобода выбора, но и обязанность слушаться указаний из Брюсселя и Вашингтона. Любые шаги в сторону «неправильного» законодательства немедленно караются угрозами и санкциями.
Сейчас можно сказать, что за всеми этими политическими играми скрывается главное: Грузия по-прежнему балансирует между Западом и Востоком, пытаясь сохранить независимость, но при этом не теряя надежды на европейское будущее.
Вот только для Брюсселя грузинская независимость иногда выглядит как непослушание. А для Вашингтона – как плохой сигнал, что Тбилиси готов играть по своим правилам. Так что в большой игре, где ЕС и США делят мир на «своих» и «чужих», Грузия еще раз оказывается в неустойчивом положении.
Так что же ждет Грузию? Страна оказалась между молотом западных стандартов и наковальней своих внутренних ценностей. Законодательство, которое должно было укрепить традиционные ценности, рискует стать очередным поводом для разочарования Брюсселя. А процесс евроинтеграции, столь желанный для части грузинского общества, теперь всё больше напоминает игру в кошки-мышки с завышенными ожиданиями и реальностью, полной двойных стандартов.
Ирония еще заключается в том, что Грузия вроде бы и хочет в ЕС, но не на тех условиях, когда тебя обучают демократии через санкции и угрозы, а каждое самостоятельное решение вызывает бурю возмущения за океаном.
Экспертное мнение
Эксперт по геополитике Константин Соколов рассказал «Общей газете Ленинградской области», почему Европейский союз не так активно боролся за изменения в Грузии и почему там не сработал украинский сценарий:
«Есть несколько факторов, но прежде всего стоит отметить, что Грузия по населению очень маленькая страна и далеко находится достаточно далеко от Евросоюза. Такой анклав ЕС на Кавказе в условиях, когда ее окружает Россия, Армения и Турция, это совсем не простое житье.
Сама идея продвижения Грузии в Евросоюз была провальной. Кем бы они могли стать? Имея льготы по перемещению по зоне ЕС в лучшем случае местом, где бы происходила торговля. Как челноки в 90-х грузины бы таскали товары на Кавказ, максимум, потому что никакой бы промышленности из Европы к ним не пришло.
И, конечно же, для Европы такая точка, она вообще была бы небезопасна. Потому что там, где базар, там криминал.
Тот факт, что не состоялся грузинский сценарий в Евросоюзе, это действительно показательно. Кроме всего прочего, грузины сами увидели положение мелких стран Евросоюза, которые находятся на отшибе, у которых не наблюдается большого процветания.
Понятно, что те страны, которые в центре Европы находятся, для них это выгодно. Со всех сторон нет границ, свобода перемещения. Это повод интеграции. А когда вот на таком отшибе, это гораздо сложнее. Это основная причина.
И мы видим, что в этом смысле Грузия сейчас делает определенные жесты более позитивного отношения к России. То есть вот этот процесс в сознании грузин пошел. Также стоит учесть, что грузинская диаспора в России огромная, поэтому я думаю, что сейчас пойдет откат от Европеизации и процесс пойдет именно в сторону восстановления и укрепления отношений с Россией».
*«международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено