Top.Mail.Ru

Усиление контроля за серыми зарплатами и самозанятыми: Новые критерии и их последствия

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта
Правительство России решили бороться с теми, кто злоупотребляет статусом самозанятого ради получения налоговой выгоды.

Власти намерены усилить контроль в сфере трудового права, уделив особое внимание серым зарплатам и переводу сотрудников в статус самозанятых. Новые меры направлены на усиление контроля за нерадивыми работодателями, которые начали использовать льготные налоговые ставки для получения дополнительной выгоды.

В соответствующем предложении, направленном директором департамента государственной политики Минэкономразвития Александром Вдовиным заместителю руководителя Аналитического центра при правительстве Михаилу Прядильникову, говорится о необходимости расширения перечня индикаторов риска, которые сигнализируют о возможных нарушениях трудового законодательства.

Эти индикаторы разрабатываются профильными ведомствами и проходят согласование в Минэкономразвития. В частности, предлагается добавить критерии, позволяющие выявить работодателей, использующих серые зарплаты или привлекающих самозанятых для выполнения обязанностей штатных сотрудников, сообщает РБК со ссылкой на документ.

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта

Расширение перечня индикаторов риска

Согласно документу Минэкономразвития, предлагается включить дополнительные критерии, которые могут указывать на использование работодателями серых зарплат и неправомерное привлечение самозанятых. Эти индикаторы станут основой для внеплановых проверок трудовой инспекции.

Индикаторы риска – это важный элемент риск-ориентированного подхода, который помогает органам контроля выявлять потенциальные нарушения на ранних стадиях. Они позволяют смещать акцент с наказаний на профилактику, что повышает эффективность надзорных мероприятий до 90%.

Минэкономразвития предлагает дополнить существующий перечень индикаторов четырьмя новыми пунктами, которые касаются выплат зарплат ниже МРОТ, а также неснижения численности работников при сокращении фонда оплаты труда на 80% и более за квартал (при штате от 15 человек); снижение зарплаты у 25% и более работников медицинской организации (врачей, медработников с высшим образованием, среднего и младшего медперсонала).

Для выявления «ложных самозанятых» Минэкономразвития предложило также применять ряд критериев, один из которых предполагает получение более 90% дохода от одного источника.

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта

Что это значит для бизнеса

Предложения направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов, включая использование зарплат «в конвертах» и фиктивные договоры с самозанятыми. В случае выявления таких схем, контрольные органы могут переквалифицировать договоры, что приведет к доначислению налогов и штрафам.

Добросовестные предприниматели спокойно восприняли возможные изменения, рассматривая их как защиту от недобросовестной конкуренции. А вот недобросовестным работодателям придется тяжело, так как эксперты уже заговорили о том, что для борьбы с ними необходимо повысить налоговую ставку до 13%.

Сама идея самозанятости должна была вывести на белый свет всех предпринимателей, которые не хотят платить большие налоги, но все пошло не по плану. Сейчас предложения находятся на стадии обсуждения и могут быть утверждены только после согласования с экспертами и публичного обсуждения.

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта

Мнение искусственного интеллекта

«Общая газета Ленинградской области» обратилась к помощи нейросетей, чтобы разобраться, как же нужно бороться с теми, кто злоупотребляет статусом самозанятого для снижения налоговой нагрузки. Как считает ИИ, для решения проблемы необходим комплексный подход и целых 6 шагов, каждый из который содержит дополнительные пункты:

1. Усиление аналитической работы и мониторинга

  • Анализ данных: Использование больших данных (big data) и машинного обучения для выявления аномалий в поведении налогоплательщиков. Например, резкое увеличение числа самозанятых в определенном регионе или отрасли может быть сигналом для углубленного анализа.
  • Кросс-проверка данных: Сопоставление данных из различных источников, таких как налоговые декларации, социальные сети, базы данных трудовых договоров и т.д., для выявления фактов скрытой занятости или зарплат «в конвертах».

2. Разработка и внедрение дополнительных индикаторов риска

  • Индикаторы зависимости: Если доход самозанятого почти полностью зависит от одного работодателя, это может быть сигналом о фиктивности самозанятости. Такие случаи должны вызывать особое внимание налоговых органов.
  • Частота и объем платежей: Анализ регулярности и объема выплат от работодателей самозанятым может помочь выявить скрытые трудовые отношения.

3. Ужесточение контроля и ответственности

  • Повышение штрафов: Увеличение штрафных санкций за уклонение от уплаты налогов или фиктивное использование статуса самозанятого, как для работодателей, так и для самих работников.
  • Проведение внеплановых проверок: Усиление контроля за компаниями, которые массово привлекают самозанятых, особенно если те ранее состояли в штате компании.

4. Улучшение правоприменительной практики

  • Расширение полномочий налоговых органов: Увеличение возможностей для налоговых органов при проведении проверок и анализе деятельности компаний и самозанятых.
  • Судебная практика: Создание прецедентов в судебной практике, которые подтвердили бы ответственность за фиктивную самозанятость.

5. Образование и разъяснительная работа

  • Просвещение граждан: Проведение информационных кампаний, разъясняющих гражданам последствия фиктивной самозанятости и важность соблюдения налогового законодательства.
  • Обучение работодателей: Разъяснение юридических рисков и последствий использования серых схем в компаниях.

6. Стимулирование честного бизнеса

  • Льготы для честных работодателей: Введение налоговых льгот или субсидий для компаний, которые строго соблюдают трудовое законодательство и не злоупотребляют статусом самозанятых.
  • Публичное признание: Создание рейтингов и признаний для компаний, соблюдающих высокие стандарты в области налоговой дисциплины.
  • Этот комплекс мер может не только выявить и наказать неплательщиков, но и создать стимулы для соблюдения налогового законодательства всеми участниками рынка.
Теги: Мнения и аналитика