Усиление контроля за серыми зарплатами и самозанятыми: Новые критерии и их последствия
Власти намерены усилить контроль в сфере трудового права, уделив особое внимание серым зарплатам и переводу сотрудников в статус самозанятых. Новые меры направлены на усиление контроля за нерадивыми работодателями, которые начали использовать льготные налоговые ставки для получения дополнительной выгоды.
В соответствующем предложении, направленном директором департамента государственной политики Минэкономразвития Александром Вдовиным заместителю руководителя Аналитического центра при правительстве Михаилу Прядильникову, говорится о необходимости расширения перечня индикаторов риска, которые сигнализируют о возможных нарушениях трудового законодательства.
Эти индикаторы разрабатываются профильными ведомствами и проходят согласование в Минэкономразвития. В частности, предлагается добавить критерии, позволяющие выявить работодателей, использующих серые зарплаты или привлекающих самозанятых для выполнения обязанностей штатных сотрудников, сообщает РБК со ссылкой на документ.
Расширение перечня индикаторов риска
Согласно документу Минэкономразвития, предлагается включить дополнительные критерии, которые могут указывать на использование работодателями серых зарплат и неправомерное привлечение самозанятых. Эти индикаторы станут основой для внеплановых проверок трудовой инспекции.
Индикаторы риска – это важный элемент риск-ориентированного подхода, который помогает органам контроля выявлять потенциальные нарушения на ранних стадиях. Они позволяют смещать акцент с наказаний на профилактику, что повышает эффективность надзорных мероприятий до 90%.
Минэкономразвития предлагает дополнить существующий перечень индикаторов четырьмя новыми пунктами, которые касаются выплат зарплат ниже МРОТ, а также неснижения численности работников при сокращении фонда оплаты труда на 80% и более за квартал (при штате от 15 человек); снижение зарплаты у 25% и более работников медицинской организации (врачей, медработников с высшим образованием, среднего и младшего медперсонала).
Для выявления «ложных самозанятых» Минэкономразвития предложило также применять ряд критериев, один из которых предполагает получение более 90% дохода от одного источника.
Что это значит для бизнеса
Предложения направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов, включая использование зарплат «в конвертах» и фиктивные договоры с самозанятыми. В случае выявления таких схем, контрольные органы могут переквалифицировать договоры, что приведет к доначислению налогов и штрафам.
Добросовестные предприниматели спокойно восприняли возможные изменения, рассматривая их как защиту от недобросовестной конкуренции. А вот недобросовестным работодателям придется тяжело, так как эксперты уже заговорили о том, что для борьбы с ними необходимо повысить налоговую ставку до 13%.
Сама идея самозанятости должна была вывести на белый свет всех предпринимателей, которые не хотят платить большие налоги, но все пошло не по плану. Сейчас предложения находятся на стадии обсуждения и могут быть утверждены только после согласования с экспертами и публичного обсуждения.
Мнение искусственного интеллекта
«Общая газета Ленинградской области» обратилась к помощи нейросетей, чтобы разобраться, как же нужно бороться с теми, кто злоупотребляет статусом самозанятого для снижения налоговой нагрузки. Как считает ИИ, для решения проблемы необходим комплексный подход и целых 6 шагов, каждый из который содержит дополнительные пункты:
1. Усиление аналитической работы и мониторинга
- Анализ данных: Использование больших данных (big data) и машинного обучения для выявления аномалий в поведении налогоплательщиков. Например, резкое увеличение числа самозанятых в определенном регионе или отрасли может быть сигналом для углубленного анализа.
- Кросс-проверка данных: Сопоставление данных из различных источников, таких как налоговые декларации, социальные сети, базы данных трудовых договоров и т.д., для выявления фактов скрытой занятости или зарплат «в конвертах».
2. Разработка и внедрение дополнительных индикаторов риска
- Индикаторы зависимости: Если доход самозанятого почти полностью зависит от одного работодателя, это может быть сигналом о фиктивности самозанятости. Такие случаи должны вызывать особое внимание налоговых органов.
- Частота и объем платежей: Анализ регулярности и объема выплат от работодателей самозанятым может помочь выявить скрытые трудовые отношения.
3. Ужесточение контроля и ответственности
- Повышение штрафов: Увеличение штрафных санкций за уклонение от уплаты налогов или фиктивное использование статуса самозанятого, как для работодателей, так и для самих работников.
- Проведение внеплановых проверок: Усиление контроля за компаниями, которые массово привлекают самозанятых, особенно если те ранее состояли в штате компании.
4. Улучшение правоприменительной практики
- Расширение полномочий налоговых органов: Увеличение возможностей для налоговых органов при проведении проверок и анализе деятельности компаний и самозанятых.
- Судебная практика: Создание прецедентов в судебной практике, которые подтвердили бы ответственность за фиктивную самозанятость.
5. Образование и разъяснительная работа
- Просвещение граждан: Проведение информационных кампаний, разъясняющих гражданам последствия фиктивной самозанятости и важность соблюдения налогового законодательства.
- Обучение работодателей: Разъяснение юридических рисков и последствий использования серых схем в компаниях.
6. Стимулирование честного бизнеса
- Льготы для честных работодателей: Введение налоговых льгот или субсидий для компаний, которые строго соблюдают трудовое законодательство и не злоупотребляют статусом самозанятых.
- Публичное признание: Создание рейтингов и признаний для компаний, соблюдающих высокие стандарты в области налоговой дисциплины.
- Этот комплекс мер может не только выявить и наказать неплательщиков, но и создать стимулы для соблюдения налогового законодательства всеми участниками рынка.
Автор – Вероника Рейн.