Top.Mail.Ru

Жилым домам – инфраструктуру: в России хотят обязать возводить школы и больницы вместе с новостройками

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.
Такой закон может появиться в стране со следующего года.

На пленарном заседании Госдума одобрила в первом чтении законопроект, требующий от застройщиков, работающих по договорам о комплексном развитии территории (КРТ), возводить не только жилые дома, но и объекты транспортной и социальной инфраструктуры, включая школы, больницы и детские сады.

Инициатива, предложенная депутатами комитета Госдумы по строительству и ЖКХ под руководством председателя Сергея Пахомова («Единая Россия»), предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Согласно законопроекту, застройщики, заключившие договоры КРТ, обязаны за свой счет или за счет бюджета РФ возводить объекты коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также сооружения для обеспечения общественного порядка и безопасности на территории застройки.

Закон, в случае принятия, вступит в силу с 1 января 2025 года.

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.

Разъяснения Думы

Зампред комитета ГД по строительству и ЖКХ Сергей Колунов («Единая Россия») пояснил, что текущие договоры КРТ не всегда включают обязательства по строительству социально значимых объектов. 

«До сентября мы доработаем закон ко второму чтению, и я думаю, что с 1 января 2025 года он уже вступит в силу и проблему недостаточной обеспеченности социальными объектами решит», – отметил он.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что инициатива возникла на основе мониторинга обеспеченности детскими садами и школами, выполненного по поручению председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев (ЛДПР) добавил, что законопроект также предусматривает упрощение процесса внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования для проектов КРТ. 

Заключенный договор о комплексном развитии территории станет основанием для внесения инвестором изменений в заявительном порядке в течение 90 дней, что значительно сократит подготовительный период и снизит стартовые расходы.

В некоторых регионах уже переняли подобную практику, обязывающую строить школы застройщиков всех новостроек (а не только тех, которые возводятся в рамках КРТ). Например, в Москве застройщики жилья с февраля 2021 года подписывают с городом договор участия, обязывающий их возводить именно те соцобъекты и в таком количестве, которое требуется в определенной локации с учетом новых жителей новостройки.

© Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.

Экспертное мнение

Председатель постоянной комиссии по ЖКХ и ТЭК Михаил Коломыцев объяснил «Общей газете Ленинградской области», почему так важно обратить внимание застройщика на необходимость социальных учреждений на стадии начала строительства:

«Понятно, почему это происходит, государство должно выступать регулятором данных отношений. То есть когда строительная компания не построила объекты инфраструктуры, то это ляжет на плечи государства.

Подобных примеров очень много, граждане получают жилье, а потом возникает вопрос, где детские сады, дороги, инфраструктура, благоустройство, поликлиники и все остальное.

Даже экономически выходит, что строить сразу всегда дешевле, чем потом, условно говоря, впихивать. По ряду районов, и в области, в городе есть такие районы, куда пытаются уже готовому жилью подводить дороги, строить какую-то инфраструктуру, но это всегда гораздо дороже, чем делать с самого начала. 

Когда это делается это на нулевом цикле, то можно все спланировать, спроектировать и застраивать комплексно территорию. А если уже все построено и люди уже начали жить, а потом появляется необходимость построить дорогу, то застройщик оказывается в ограниченных условиях, технике трудно работать и проезжать, дополнительные ограждения и меры безопасности из-за уже живущих людей.

В конечном итоге, сроки увеличиваются, появляются неудобства, вверх растут цены. Поэтому правильно, когда застройщик с самого начала осваивает территорию с нулевого цикла, и когда он строит всю необходимую инфраструктуру.

А не хотят, потому что продали метро и получили деньги. Если смотреть по-государственному, то, конечно, это в первую очередь социальная напряженность. Потому что люди, когда начинают жить и понимают, что им в садик надо ехать на большие расстояния, или в школу, или в поликлинику, и полдня прожить в дороге. 

И потом государство начинает это догонять, то есть пытаться туда что-то вклинить, встроить, когда уже все застроено, находить какие-то там пятна земельные, это все потом золотым становится, нежели если бы это делать сразу».

Теги: Мнения и аналитика