Новая волна русофобии и жесткий прессинг: в Эстонии продолжают разрушать образование на русском
Министерство образования Эстонии продолжает прессовать русскоговорящих школьников. С каждым годом остается все меньше программ на русском языке в школах и детских садах. Как говорят власти, обучение на русском языке ущемляет права эстонских школьников.
План по искоренению русского языка был создан властями Эстонии в 2022 году, по нему все учебные заведения, где обучаются нацменьшинства, должны перейти на государственный язык до 2029 года. При этом русское меньшинство в Эстонии, как и во всех странах Балтии, составляет около 30% от населения.
В прошлом году даже управление комиссара по правам человека ООН сочло эстонские стандарты, предусматривающие ограничение образования на русском языке, противоречащими международным договорам о правах человека. Но даже такая крупная организация не смогла остановить ликвидацию образования на языках меньшинств.
Если говорить прямым текстом, то у властей Эстонии работает не только план по искоренению русского языка, но и отлично действует план по истреблению своего населения. Так, например, в 2023 году родилось 10 тысяч детей, а умерло почти 16 тысяч человек. Население стареет, а правительство эту проблему никак не хочет решать. То ли дело борьба с русским языком!
«Ущемление» эстонских детей
Переход всех детей 1 и 4 классов на эстоноязычное обучение начнется уже в новом учебном году. Родители бьют тревогу, так как незнающие официальный государственный язык дети попадут к уже «образованным европейцам», качество образования снизится для всех.
Однако, по оценке канцлера права Юлле Мадизе, это не нарушит прав эстоноязычных детей, а ответственность за отвечающее требованиям образование несет школа. По ее мнению, школа и ее владелец, должны обеспечить незнаек дополнительной поддержкой. Ведь согласно Конституции, каждый гражданин имеет право «на обучение, но только на эстонском».
При этом политик отмечает, что если в какой-нибудь области закончатся преподаватели, например, в Нарве, где преобладает русскоязычное население, то директор и администрация школ тоже должны быть уволены, так как не смогли обеспечить школьников учителями.
Выход из ситуации просто гениальный. Вместо того, чтобы в вымирающей Эстонии хоть как-то увеличить рождаемость, они продолжают «выселять» местное и русскоязычное население. Возможно, они хотят заменить всех недовольных украинскими беженцами, но четкого ответа на этот вопрос не дают.
Что интересно, в Эстонии работают школы и детские сады, где учатся дети и работают учителя из Украины. Власти не намерены проверять качество знаний этих педагогов и переводить детей на эстонский язык, так как это может их травмировать. В комментариях к этой новости разгорелся настоящий скандал, ведь травмы от перевода на незнакомый язык могут быть не только у украинских детей. Но это не важно, вы сдавайте деньги на помощь украинским детям, отвечают недовольным.
Прессинг русских школ и учителей
С 1 сентября 2024 года на эстоноязычное обучение перейдут 1 и 4 классы всех школ в стране. В связи с этим некоторые русскоязычные школы прекратили набор в первые классы. Так поступила, например, русская школа в Кивиыли. Ожидается, что с 2027 года, она будет закрыта, а пока объединится с двумя другими в одну новую школу.
Как уточняет сама Мадизе, в нулевой класс в Кивиылиской школе ходит 31 ребенок в эстонскую группу и 21 в русскую, то есть им понадобится дополнительная подготовка, но так как все детские сады с 1 сентября перейдут на эстонский язык, то такой помощи будет меньше с каждым годом.
Послаблений министерство образования не делает даже для особых детей. Дети, имеющие какие-либо отклонения – умственные и речевые – будут вынуждены тоже перейти на государственный язык, даже если это плохо скажется на их здоровье. Чиновники не желают идти ни на малейшие уступки, ведь нужно заботиться о детях и «дать им возможность учиться на эстонском и выучить его».
Русским учителям поставлен жесткий ультиматум – к 1 сентября 2024 года им необходимо доказать владение эстонским языком на высочайшем уровне и свою способность преподавать на нем. Учителя должны получить сертификаты, которые подтвердят их право преподавания.
При этом, согласно данным Министерства образования, среди работников детских садов и школ Таллина и Нарвы, где наибольшая концентрация русского населения, эстонским языком на требуемом уровне не владеют свыше 1,3 тыс. педагогов.
Всем, кто не сможет подтвердить свои знания и право преподавания, грозит увольнение за «недостаточную квалификацию». Возможно, уже этой осенью, Эстония столкнется с нехваткой преподавателей, которых будет некем заменить.
Политическое решение
Как мы видим, Эстония продолжает строительство «национального государства», которое началось под лозунгом «Эстония для эстонцев», скажи такое какой-нибудь немец, его бы уже оштрафовали и посадили, но Эстония продолжает движение в направлении ликвидации русскоязычного населения.
Разумеется, никакие проблемы русских детей националистов не волнуют. Они с превеликим удовольствием приносят их в жертву этому «национальному государству», ведь есть шанс, что их русские родители могут психануть и уехать в Россию, что доставило бы эстонцам большую радость. Проблем сразу станет меньше и помогать никому будет не нужно.
Как отмечают эксперты, ликвидация образования на русском языке происходит на фоне общего «усыхания» школьной системы Эстонии, низкой рождаемостью, демографическим кризисом и отъездом большого количества населения из глубинки в города или совсем заграницу. Школы закрываются и без глупых реформ эстонского Министерства образования.
Что еще интересно, Эстония, которая мнит себя европейским государством, не выполняет директивы ЕС, за что постоянно получает замечания. Но желание подлизаться к новой русофобской волне настолько вдохновило эстонских националистов, что они полностью забыли о нормах по выбросам и занялись изгнанием русскоязычного населения.
Проблемы детей не волнуют националистов
Как заявляют опытные педагоги, формирование базовых навыков и первые шаги на пути к познанию мира должны проходить у ребенка на родном языке. Так как ребенок уже научился мыслить на родном языке, то все остальное требует перевода и затраты дополнительного времени, что может сформировать негативное отношение к образованию.
В соседней Латвии провели много исследований и выяснили, что русские дети, которые вынуждены после ликвидации русскоязычных школ учиться на латышском языке, имеют серьезные речевые проблемы, а также серьезно отстают от своих российских сверстников, которые учатся на родном языке.
В итоге мы приходим к выводу, что из стен упразднённой русской школы выйдет необразованный человек, который не сможет конкурировать на рынке труда и будет способен выполнять только низкоквалифицированную работу. Более того, это даже лучше для Эстонии, так как он не будет претендовать на рабочие места, предназначенные для молодёжи основной нации.
Но эстонские власти не хотят понять один факт, такой быстрой ликвидацией русских школ и насильным погружением в эстонский язык, они получат либо озлобленное подрастающее поколение, либо наоборот, русский язык перейдет в разряд протестных, образовав «кружки по интересам».
Экспертное мнение
«Общая газета Ленинградской области» обратилась за комментарием к сенатору РФ от 47 региона Сергею Перминову. Он также считает, что такие законы лишь приведут к ухудшению внутриполитической ситуации:
«Эстонские власти всегда отличались непримиримой позицией по отношению ко всему, что связывало их с Россией. Несмотря на то, что в определенные периоды времени они внешне демонстрировали толерантное отношение к русскоязычным жителям, суть их позиции никогда не менялась. Стереть память о прошлом – было и остается их основной задачей. В Таллине решили, что настало время ликвидировать все, что так долго беспокоило эстонское правительство, воспринималось им как угроза. Стоит отметить, что эти шаги никак не осуждаются «сердобольными» европейскими правозащитниками, ратующими за соблюдение прав человека. Борьба с педагогами показывает моральный уровень властей Эстонии. Создавая барьеры, они надеются изгнать русский язык из образования. Это может привести только к усугублению внутренних противоречий, но никак не усилит безопасность страны, внутреннюю устойчивость которой упорно расшатывают своими инициативами местные политики».