Top.Mail.Ru

Доплата учителю за общение «по работе» в мессенджерах: за и против

© Валентин Илюшин/Online47
Общая газета Ленинградской области разбиралась, не дублирует ли уже существующую надбавку за классное руководство новая мера поддержки, предложенная депутатом Борисом Чернышовым

Вице-спикер Госдумы РФ от ЛДПР Борис Чернышов выступил с инициативой установить надбавку к зарплате педагогов, осуществляющих классное руководство, за общение с родителями учеников в мессенджерах в нерабочее время. Соответствующее обращение он направил в адрес министра просвещения Сергея Кравцова.

Инициатива

«Предлагается принять за константу норму переработки в размере 1 часа ежедневно. Оплата таких переработок может осуществляться в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ не менее чем в полуторном размере», – конкретизировал свое предложение в обращении депутат.

В своем письме он также данные проведенного сотрудниками его аппарата исследования, в котором поучаствовали более 2 тыс. педагогов со всей территории России. Опрос был анонимным и проходил в течение февраля 2024 года. Все участники исследования выполняют функции классного руководителя. И большинство из них (75%) вынуждены взаимодействовать с родителями учеников посредством мессенджеров по вечерам и выходные дни.

За что доплата?

Общая газета Ленинградской области решила разобраться, что за выплату предлагает депутат и не дублирует ли она уже существующие. Ведь доплату за классное руководство педагоги получают с 2021 года.

Как пояснил в беседе с изданием учитель, много лет осуществляющий классное руководство в одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, доплата действительно есть, и она включает в себя проведение классных часов, родительских собраний, заполнение электронного дневника, ответы на «Сферуме» и других подобных образовательных площадках. И даже личные встречи с родителями во внеурочное время по предварительной договоренности оказались предусмотрены как основание для начисления классному руководителю надбавки к зарплате. На выплату также могли повлиять конфликты с родителями и жалобы от них, а также нарушение дисциплины детьми.

Но, как оказалось, общение или не общение в мессенджерах с детьми и их родителями вообще никогда и никак не учитывалось при начислении зарплаты преподавателю. Информацию о такой возможной собеседник Общей газеты оценил как «что-то новое».


При этом общение с учениками и родителями в мессенджерах и соцсетях педагоги воспринимают как нечто естественное и само собой разумеющееся. То, что является неотъемлемой частью учебного процесса и чего попросту не избежать. И это наталкивает на мысль о том, что предложенная Борисом Чернышовым инициатива вполне заслуживает внимания.

Тем более, что вопрос поощрения классных руководителей в школах и кураторов в колледжах отдельно поднял в ежегодном послании к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин 29 февраля.

В соответствии с предложением главы государства, с 1 марта в стране увеличена федеральная выплата классным руководителям и кураторам групп в колледжах с 5 до 10 тыс. рублей. Мера распространяется на педагогов из населенных пунктов численностью до 100 тыс. человек. Первые такие выплаты преподаватели получат в апреле.

Президент в послании также подчеркнул, что система оплаты труда преподавателей должна совершенствоваться.

Доплаты нужны, но не за общение в соцсети

Депутат Законодательного собрания Ленобласти, ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук подчеркнула, что с радостью проголосовала бы за любую доплату учителям, однако ее смутила формулировка инициативы.

«Хотелось бы убрать общение в сетях, после которого нередко учителя обливают грязью в этой же самой соцсети. Я за живое общение. Я бы сделала бы надбавку на то, чтобы мы восстанавливали семейные ценности, организовывали праздничные мероприятия с родителями, выходы в музей вместе с родителями. За это, а не только за общение в соцсетях. Я очень бы хотела, чтобы родители общались вживую с классным руководителем, с учителем. А те мессенджеры, о которых мы говорим, они пока дают нам такую обратную даже не связь, а реакцию, когда об учителе отзываются самым нелестным образом. Они дают возможность плюнуть в тебя через телевизор. Потому что в сети Интернет совершенно иные рамки, нежели при межличностном общении».

Ольга Ковальчук

Нужно менять систему

Политолог, публицист, преподаватель департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков также заявил, что любая прибавка к невысокой зарплате преподавателя – это в любом случае хорошая идея, однако подход к данному вопросу должен быть гораздо шире.

«Это плюс, что хотя бы говорят об этом и собираются что-то добавлять. Знаете, безногому не понять проблемы того, кому жмут сапоги. Для нынешнего уровня жизни учителя любая копейка важна. Что касается смысла инициативы, я считаю, что вопрос зарплаты педагогов глубокий йи серьезный, его нельзя решить с помощью подачек или какой-то штурмовщины. Я многократно говорил, что он требует системного подхода к изменению самой функции школы, учителей и, соответственно, статуса зарплаты. Да, она должна быть значительно выше. Но речь не об этих вот прибавках, выше должна быть сама зарплата с учетом того, что любые затраты на образование в развитых мирах – это инвестиции в будущее своей страны. Нам нужны глубинные изменения подходов в обществе к этому вопросу. Сегодня у нас статус хоккеистов, футболистов или боксеров выше, чем статус учителя. А потому подобные меры – они недостаточны. Это разовая мера, точечное улучшение, при этом сам подход, система остается прежней».

Леонид Крутаков

Теги: Мнения и аналитика