Закономерный итог: эксперты о признании «яблочника» Вишневского* иноагентом
Депутат Законодательного
собрания Санкт-Петербурга и зампредседателя партии «Яблоко» Борис Вишневский* в
минувшую пятницу, 29 марта, получил официальный статус иностранного агента.
Соответствующая строчка появилась в реестре Минюста РФ. Это уже пятый питерский
депутат и второй зампред партии «Яблока» с таким статусом.
Насколько ожидаемым было
такое решение и каков шанс его оспорить (а об этом заявил сам Вишневский*),
Общая газета Ленинградской области пообщалась с экспертами.
По словам эксперта по геополитике,
члена-корреспондента РАЕН Константина Соколова, подобное решение наверняка
было взвешенным и базировалось на фактах, досконально не зная которые судить о
ситуации непросто. Однако спикер отметил, что в целом непатриотичная позиция
представителей партии «Яблоко» ему абсолютно не близка и не симпатична:
«Общую позицию представителей партии «Яблоко» я не разделяю. Считаю ее непатриотичной. Это прозападная позиция. Она мне не мила. Тем не менее, просто за позицию не осуждают, осуждают за конкретные действия. Такое решение должно основываться на определенных фактах. Поэтому нужно детально узнавать аргументацию тех, кто принимал решения, прежде, чем судить эту историю. Добавлю, что в текущей геополитической обстановке русский человек должен понимать и соблюдать определенные рамки».
По мнению политолога и публициста Николая Старикова,
имеющийся итог данной истории является в данной ситуации логичным и
закономерным:
«Тут особо нечего комментировать. Как говорится, пришел к успеху. Совершенно антигосударственная деятельность, которой занимались подавляющее большинство российских либералов, в том числе и в рамках неофициально существующих партий, наконец-то получила должную юридическую оценку. Этому стоит порадоваться. Жалко, наверное, что это не было сделано лет этак 10 назад. Тогда, наверное, многие из событий в политике, экономике в прошедшем 10-летии происходили бы совершенно по-другому. А так – вполне закономерный логичный итог».
Аналогичной точки зрения
придерживается и политолог, директор
Института современного государственного развития Дмитрий Солонников,
объясняя более подробно свою позицию на этот счет:
«Я видел опрос по этому поводу, который проводили в журналистском сообществе. Его участники говорят, что странно не то, что Бориса Вишнеского* признали иноагентом, а то, что его объявили таковым настолько поздно. Партия «Яблоко» изначально не поддерживала присоединение Крыма и начало специальной военной операции. По этому поводу делались двусмысленные заявления. То есть это позиция партии. И в ситуации, когда мир да божья благодать, можно совершенно любые позиции высказывать. Все это сойдет за частное мнение. Но когда страна находится в состоянии войны, а о том, что именно так надо называть сегодня СВО, сказал на прошлой неделе Дмитрий Песков, в таких обстоятельствах необходимо выбирать – или ты со своей страной, или ты против. Здесь уже шатаний и разных мнений, наверное, быть не может. Как только мы победим в специальной военной операции, тогда, соответственно, снова будет широкий плюрализм мнений. А сейчас мы выиграть должны, мы должны сплотиться и быть едиными.
Если
кто-то этого не понимает – к нему применяются определенные меры. И в принципе,
объявление иноагентом – это не такая страшная мера. Изначально это вообще был
чисто финансовый институт с усложненной бухгалтерской отчетностью, с
необходимостью сдавать определенные справки. И все. Это, в общем-то, мировая
практика. Да, в условиях войны ситуация стала более жесткой, и это оправданно.
Каждый взрослый человек сам понимает, что он делает. Если ты в сложившейся ситуации продолжаешь работать с зарубежными средствами, давая комментарии, противоположные официальному курсу нашей страны, значит, будь готов за это отвечать. Это взрослый выбор взрослого человека, ответственный выбор ответственного политика. Оспаривать это решение сейчас не получится. Мы все прекрасно понимаем, что уж по нему это точно решение взвешивалось многократно. Его проверяли с юридической точки зрения, с точки зрения политических последствий. Поэтому оспаривание – это очередной политический ход для создания новой информационной волны и привлечения внимания. Но никакого иного отношения к иноагентам не будет. И действительно сейчас это абсолютно правильно». * Лицо, признанное Минюстом РФ иностранным агентом