Top.Mail.Ru

Возвращение классических ценностей в образование: взгляд педагога и политолога

По словам Леонида Крутакова, в первую очередь необходимо вернуть учителю роль воспитателя

В последнее время вопрос реформирования системы образования становится все актуальнее. Его поднимают в том числе депутаты Госдумы РФ. Так, недавно было высказано предложение об отмене ЕГЭ как обязательного для поступления в вузы. В материале Online47 политолог, публицист и преподаватель департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков поделился мнением о необходимых изменениях в системе образования и подходах к воспитанию общества.

Педагог равно воспитатель

По словам спикера, начать стоит с возвращения классических ценностей в систему образования страны. В первую очередь речь о восстановлении почета, уважения и достойной заработной платы для учителей. Ведь учитель – это не тот, кто просто «оказывает образовательные услуги». В первую очередь это воспитатель, и этот тот, кто поможет ребенку найти свое место в социуме. Именно это направление требует особых усилий со стороны педагогов.

«У нас масса людей выросла в новой идеологии, когда ничего, кроме его собственного удовольствия, в этой жизни не имеет значения. Это колоссальное давление, которое идет на через телевизор, через социальные сети на наших детей, да еще и в школе. А учитель лишен права воспитывать – он не воспитывает будущих граждан, а оказывает услуги по образованию», сказал Леонид Крутаков.

Почему важен пытливый ум

На сегодня у нас излишнее внимание уделяется рейтингам, отчетам и другим бюрократическим процедурам, добавляет эксперт. За ними теряется результат. Это свойственно как школам, так и университетам. А ведь лучшая оценка, которую может получить учитель, – это оценка его учеников, а не рейтинги или KPI.

«У нас напридумывали KPI, когда ты должен сделать 38 звонков, выполнить 28 презентаций, провести 35 конференций и 46 встреч. А результат-то не в количестве встреч измеряется, он измеряется в том, что получится из этих молодых ребят, как будет раскрыт их потенциал, что они смогут дать стране и смогут ли. Это тот результат, который никаким KPI не измерить. Жизнь человека не вложить в инструкцию или какие-либо количественные показатели. Человек всегда выходит за пределы инструкции. Интеллект – это то, что преодолевает существующие знания. И вот этому надо учить детей: задавать неправильные вопросы, искать на них ответы, а не то, как правильно. Пытливый ум надо воспитывать и искать в людях, а не исполнительность», – прокомментировал преподаватель.

При передаче знаний важен контакт с учителем

Не поддержал он и перспективу перехода на дистанционное образование. По его мнению, знания гораздо лучше передаются через непосредственное взаимодействие ученика с учителем. Кроме того, после лекций дети должны обмениваться мнениями – это также имеет огромное значение для развития личности.

«Если этого нет, то это уже не образование, это воспитание роботов, исполнителей», – поделился Леонид Крутаков.

О минусах ЕГЭ

По словам собеседника издания, его как преподавателя всегда в наибольшей степени интересовало то, как ученик мыслит, а не то, как он запоминает факты. В этом, с точки зрения эксперта, заключается основной недостаток системы ЕГЭ – он не оценивает глубину знаний и при подготовке к нему ребенок не учится рассуждать.

«Принимая экзамен, я могу у студента увидеть пробелы в знаниях, но я могу увидеть и его интеллектуальный потенциал. ЕГЭ этого не передает. А проверка на способность мыслить – важнее всего. Сейчас этого попросту нет. Мы от этого избавились. Убивая свое образование, мы убиваем и воспитание. И возможность государства существовать», – уверен спикер.

Надо вкладывать в педагогов

Он подчеркнул, что пока используется исключительно «количественный» подход к оценке результатов образовательного процесса, ни одна программа в этой сфере не сможет помочь. Необходим комплексный подход, и в частности, он касается кадровой политики.

«Не изменив кадров, мы не изменим ничего. Нам нужны люди с пониманием. И у нас еще сохранилась старая школа, а это не стены, это учителя. Как только их не станет, мы потеряем колоссальный потенциал и лишимся перспектив роста. Надо вкладывать в педагогов», – заключил Леонид Крутаков.

О том, что перемены в системе образования необходимы, неоднократно говорил президент Российской Федерации Владимир Путин. Ранее уже были предприняты шаги для того, чтобы избавить школьных учителей от непрофильной работы в виде ведения излишней отчетности. Недавно глава государства предложил разрешить школьникам пересдавать ЕГЭ. Это говорит о том, что на уровне государства проблемы в сфере образования понимают, а значит, будет и решение.

 

Материал подготовлен с использованием нейросетей

Теги: Мнения и аналитика