Top.Mail.Ru

ЕГЭ – вредный инструмент или гарант равных возможностей: разные взгляды экспертов на будущее системы образования

Депутат Ярослав Нилов и преподаватель Иван Хеорхе поделились с Общей газетой Ленинградской области своим видением плюсов и минусов законопроекта об отмене единого госэкзамена как обязательного для поступления в вузы

В Госдуму РФ внесен законопроект об отмене ЕГЭ в качестве выпускного и вступительного экзамена в вузы. Инициаторы изменений в закон «Об образовании» предлагают заменить его государственными экзаменами по программам общего образования, какие проводились по всей стране до начала 2000-х.

Одним из разработчиков законопроекта является Ярослав Нилов, замруководителя фракции ЛДПР и председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. В беседе с Общей газетой Ленинградской областью он заявил, что считает ЕГЭ неэффективным и нецелесообразным инструментом.

«У нас давняя принципиальная позиция, что ЕГЭ как инструмент контроля знаний себя не оправдал. Он измучил и детей, и родителей, и учителей. Он дал возможность зарабатывать репетиторам, но это нагрузка на семейный бюджет, потому что за каждого сдающего ОГЭ или ЕГЭ ребенка надо выложить немаленькую сумму.

Кроме этого, детей «натаскивают» на ЕГЭ, и это не позволяет прочувствовать глубину знаний будущего абитуриента. Поэтому мы считаем, что ЕГЭ как вредный инструмент должен быть упразднен. Однако сегодня система образования защищает уже выстроенную модель оценки.

Да, у ЕГЭ есть плюсы, минусов у него гораздо больше. Я проводил эксперимент: в любом вузе, в любой стране, как только я говорю, что ЕГЭ вредно и его надо отменить, звучат аплодисменты в аудитории. И еще один эксперимент мы проводили: просили поднять руку тех, кому пришлось платить репетиторам для того, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Руки поднимали 99% учащихся, сидящих в аудитории. Это повсеместно.

Недавно президент принял очень хорошее и востребованное решение – дать право пересдавать ЕГЭ. Это дополнительный шанс для выпускников, и это хорошо. Но мы предлагаем пойти дальше, и наравне с действующей системой оценки знаний предоставить возможность вернуться к классической, старой, доброй, еще советской системе оценки – это выпускные экзамены.

Но даже отрицательно относясь к ЕГЭ, мы все-таки предлагаем гибкий формат через альтернативную сдачу классических экзаменов».

Совершенно иной точки зрения придерживается преподаватель истории и обществознания в Гатчинской гимназии им. Ушинского в Ленобласти Иван Хеорхе. Педагог уверен – именно ЕГЭ гарантирует всем школьникам России, независимо от места проживания, равноценные возможности для получения высшего образования:

«Когда мы говорим о едином государственном экзамене, мы должны понимать, почему он когда-то был введен. Главное его целью было обеспечить равные возможности всем выпускникам. Чтобы ребенок, который проживает в глубинке, в деревне, будь то Ленинградская область или Республика Саха или Якутия, имел такие же шансы поступить в вуз, как население наших мегаполисов – Санкт-Петербурга, Москвы и т. д. Ведь согласитесь, для тех, кто живет в глубинке, не так просто взять и приехать в Москву или Питер, чтобы сдать экзамены, а для этого – снять жилье и т.д. А так, он может на одинаковых условиях со всеми сдать ЕГЭ в своей школе.

Поэтому ЕГЭ – это все-таки принцип равенства. Но я соглашусь с тем, что этот институт надо модернизировать и развивать. Как педагог я тоже вижу в нем определенные недостатки. В частности, мне очень понравилась идея сделать ЕГЭ необязательным. В каком плане? Мы разрешаем тем выпускникам, которые не хотят идти в вузы, а стремятся поступить в колледж, не сдавать ЕГЭ. Это логично, потому что сегодня в колледж, в техникум поступают по конкурсу аттестатов. Естественно, нет необходимости показывать результаты единого госэкзамена. Так зачем тогда лишние стресс и затраты? Но отменять ЕГЭ для поступления в вузы я бы не согласился.

«И еще мне кажется очень важным помнить, что государственная итоговая аттестация – это не только ЕГЭ, но еще и ОГЭ в 9 классе. И вот здесь мне кажется странным ситуация, когда ребята, которые планируют поступление после 9 класса, вынуждены сдавать ОГЭ централизованно по всей стране. Вопрос зачем? Эти результаты не нужны для поступления. У них конкурс аттестатов. Вот те, кто идут в 10 класс, пожалуйста, сдавайте централизованно».

Споры вокруг ЕГЭ не утихают с самого момента его внедрения в систему образования. Однако со временем новация прижилась, и сегодня даже педагоги, которые некогда выступали категорически против института ЕГЭ, отмечают его преимущества. Но и недостатки у этой системы существуют.

Очевидно, что это понимают на уровне правительства страны, и что систему образования вскоре ожидает реформирование. Одним из первых шагов в этом направлении можно считать предложение президента Владимира Путина позволить выпускникам пересдавать ЕГЭ. Кстати, оба спикера сошлись во мнении, что такое нововведение действительно максимально полезно.

 

Светлана Ронина

Теги: