В российские школы вернут НВП и тренировки на случай ЧС: что об этом думают ленинградцы и психологи
Российских детей в школах решили учить правильным действиям в условиях ЧС. А ранее губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил о планах по созданию тренировочных пунктов для обучения военным навыкам, в том числе школьников. Online47 узнал, как к инициативам относятся родители и насколько правильно с психологической точки зрения проводить такие занятия с детьми.
Безопасность детей и военная подготовка
На заседании в Государственной Думе — в рамках правительственного часа — министр просвещения Сергей Кравцов рассказал, что в российских школах совсем скоро появится программа тренировок по правилам поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Ее разработают в Минпросвещения России совместно с МЧС.
«Безопасность школ является комплексной задачей», — подчеркнул министр, напомнив также о трагедиях в школах Казани и Ижевска.
Отмечается, что тренировки будут направлены на отработку соответствующих навыков среди школьников. Однако подробности пока неизвестны.
Неделей ранее же сообщалось о том, что со следующего учебного года в школах введут и начальную военную подготовку (НВП). Интересно, что школы смогут сами вводить курсы военной и военно-морской подготовки для 5-9-х классов и практические полевые занятия.
Школьный курс по НВП должен войти в два новых модуля предмета ОБЖ для старшеклассников. Планируется, что подростки будут изучать строевую подготовку, средства индивидуальной защиты, оказание первой медицинской помощи и правила обращения с оружием.
К слову, подобная инициатива прозвучала в Ленинградской области еще в прошлом месяце в ходе традиционной встречи губернатора Александра Дрозденко с «Командой 47». Один из участников мероприятия предложил создать опорно-тренировочные пункты для обучения военным навыкам всех желающих жителей области. Глава 47-го региона идею всецело поддержал.
По задумке, благодаря так называемому «курсу молодого бойца» все желающие смогли бы получить навыки владения оружием, научиться оказывать первую медицинскую помощь и так далее. А в летнее время в этих пунктах обучались бы старшеклассники.
Что об этом думают люди?
Пока с точностью неизвестно, в каком формате будет проходить обучение, будут ли уроки обязательными или же по желанию, однако общественное мнение уже понятно.
Согласно опросу Online47 в социальных сетях, большинство граждан поддерживает вышеупомянутые инициативы. Так, около 64% респондентов считают, что подобные уроки полезны для детей, ведь в случае чего дети будут ко всему готовы.
Говорят также, что в советское время занятия проводились регулярно, и люди были не из робкого десятка.
«У нас в школе, в советское время три раза в год проходили такие мероприятия, с ответственными, с ватно-марлевыми повязками. Так что ничего страшного»
«Надо, надо, а то люди пошли, при виде крови в обморок падают», — комментировали пользователи.
Еще почти 20% оказались не против новых занятий, но считают, что они должны быть «по желанию ребенка». Около 10% проголосовавших не уверены в необходимости мероприятий.
«Уроки ОБЖ — отличный выход. Не нужно изобретать велосипед», — писали в комментариях подписчики издания.
И лишь 5% посчитали, что уроки безопасности могут напугать детей.
Мнение специалиста
Страхи некоторых родителей понятны – заботиться о психологическом здоровье ребенка очень важно. Но могут ли занятия, которые задуманы обучать и оберегать – напротив навредить? С этим вопросом мы обратились к детскому нейропсихологу Наталье Наумовой.
И вот что она об этом думает:
«Когда человек подготовлен, соответственно, он в сложных ситуациях не попадет врасплох. Поэтому с одной стороны детей надо научить безопасности, надо научить быть сильным. Но в то же время важно, чтобы эти подготовки не стали сами по себе травматичными для психики и не создавали проблему на пустом месте, — подчеркивает нейропсихолог. — Поэтому перед тем, как проводить такие мероприятия, с детьми должны поговорить психологи. В каждой школе у нас есть эти специалисты, и лучше всего, если они проведут беседу или какую-то психологическую игру, объяснив ребятам, что в жизни есть вероятность попасть в не самую приятную ситуацию. Однако в большинстве случаев все заканчивается хорошо, в особенности, если мы знаем о рисках и опасностях. Например, каждый ребенок знает, что не надо трогать горячие предметы, тот же чайник – будет ожог. И с детства мы этому учим детей. Но это же не повод бояться чайника, правда? Ребенок просто знает, что чайник сам по себе горячий, и лучше попросить взрослого, а потом самому научиться правильно обращаться с ним».
Эксперт уверена, что, если правильно преподнести детям материал, то подобные занятия будут только на пользу. И родителям стоить помнить – готовить детей в любом случае нужно ко всему. По сути своей, такие занятия не будут отличаться от уроков по пожарной безопасности, к примеру.
«К сожалению, случаи террора и стрельбы в школах становятся не такими уж и редкими, дети должны быть подготовлены. И в то же время знания надо давать так, чтобы дети понимали – завтра с ними ничего плохого не случится, это лишь на всякий случай. Во все времена детей учили справляться с пожарами, так теперь появляется новая опасность, и время заставляет готовить детей к новым сложным ситуациям», — заключила специалист.
Вместо резюме
Для нашей страны допризывная военная подготовка – не есть что-то новое. Впервые ее ввели в СССР еще в 1918 году для молодых людей от 15 лет, затем отменяли, а потом снова вводили. Например, с 1967 года начальную военную подготовку проводили офицеры в отставке для учеников школ и училищ. Затем детей решили обучать на территориях летних оздоровительных лагерей и учебно-полевых сборов.
Поэтому бояться этого не стоит, важно понимать, что предупрежден – значит вооружен. И знания даже в таких взрослых вопросах, как ЧС или война, при правильном преподнесении, пойдут лишь на пользу. А тепличное мировоззрение и упрощенный взгляд на мир — это как раз и опасно. Прежде всего — для будущего самого ребенка.
Злата Денисова