О чем тревожатся родители и учителя, поддерживающие патриотическое воспитание детей в школах
С 1 сентября в российских школах вводится цикл еженедельных «классных часов» - «Разговоры о важном». Предполагается, что классные руководители будут говорить с детьми о патриотизме, нравственности, культуре и других гражданственно важных вопросах.
На сегодня из 32 запланированных часов прошли только 2, и, конечно, делать какие-то решительные выводы рано. Но и не делать их вообще тоже нельзя. Потому что ключевое целеполагание «Разговоров о важном» - это всё-таки воспитание граждан страны.
Слишком серьезное дело, чтобы его провалить.
Апрельские тезисы
Признаемся: ещё задолго до 1 сентября – как только стало известно, что такие задачи Минпросвещения России наконец поставило, мы и сами испытывали сомнения, и от других слышали: идея хорошая, но кто и как её реализовывать будут?
Воспитание человека – это ж такое дело, которое критически зависит от того, кто и зачем им занимается.
Вот о чём писали, к примеру, в популярном ТГ-канале «Тайные Ленинградского двора» ещё в апреле этого года в связи с решением об еженедельном исполнении гимна России в школах:
«… Мы за воспитание любви к Родине не то что со школы, а уже с детского садика – обеими руками. Но. Представили мы нынешних школьников – особенно в «престижных» гимназиях – на этой школьной линейке. И поняли, что вовсе не уверены, что они вот прямо со следующего учебного года готовы слушать гимн своей страны как подобает. Не все же классы – кадетские».
Было даже предложение отложить образцово-показательную акцию от Минпросвещения на один учебный год:
«Пусть-ка сначала поработает программа исторического просвещения. И вернётся практика политинформаций на уроки истории. И пройдут первые встречи с героями СВО. И походят-ка школьники к нашим раненым ребятам в госпитали – очень, знаете ли, полезно. И вот если через год ученики под гимн России будут кривляться и хихикать, тогда можно будет задавать официальные вопросы директору и учителям по всяким там, прости Господи, KPI. Гимн-то играть можно и по распоряжению министра Просвещения - от чего бы и не играть. А вот смыслом это действительно важное и нужное дело росчерком пера не полнить – тут нам ещё поработать надо».
Впрочем, на ход дела такое предложение никак не повлияло: и гимн, и флаг, и программа патриотического воспитания стартовали одновременно. К добру или к худу – повторим, судить пока рано. Но вопросы уже есть.
Сентябрьские недоумения
Уже 1 сентября «Тайны…» с горечью рассказали об одном из примеров:
«Буквально сегодня из чистого любопытства поинтересовались у школьников, как прошло первое патриотическое занятие. Дети, кстати, из вполне пророссийских семей, где дефицита патриотизма не наблюдается. Они ответили: «Не интересно». Начался классный час, педагог без прелюдий включил фильм, цитируем, «о том, что мир – короткое слово, в котором кроется большой смысл, и как важен мир во всем мире». Не о России, не об СВО, даже не о подвигах героев Великой Отечественной войны. Просто «миру – мир». И это, на секундочку, у старших детей. Посмотрели (или просто отсидели положенные 45 минут), всем спасибо – все свободны. До следующего раза. И кто-то реально рассчитывает, что при таком подходе будет результат?».
Конечно, «Тайны…» признали, что это - частный пример. И что много в нашей стране таких учителей-патриотов, кто реально сможет заразить детей, захватить их внимание, вести за собой… Но:
«Сколько еще тех, кто будут просто отбывать номер. Способных провалить на корню вполне себе годную и важную, на самом деле, идею. Потому что нельзя говорить с детьми о самом важном неинтересно и из-под палки. Иначе мы получим отторжение. И явно не тот результат, на который рассчитываем».
А буквально на днях - слишком важная тема, чтобы ее оставить! – новое и очень серьезное недоумение:
«Мнения, что урок будет наполнен ура-патриотизмом, не подтвердились, рассказали преподаватели. И с удивлением отметили, что видеоматериалы для учеников средней школы были наполнены «буржуазными идеями». «Сквозило, что для успеха надо быть бизнесменом, иметь знакомство со звездами. Почему со звездами, а не с учеными? Развивать успешные идеи для интернета и IT-сферы, быть блогерами. Блогерами, Карл! И ни слова о ценности профессии «учитель» или «врач», – посетовали учителя».
И вот как со всем этим взлетать будем?
Глас народа
Ну, допустим: это вот всё СМИ и аналитики тревожную волну поднимают, не слишком веря в то, что государственная машина в конце концов всё перемелет, и мука таки будет и в деле школьного преформатирования.
Но что думают об этом читатели Online47 о начавшихся в школах «Разговорах о важном» сегодня?
Ровно половина проголосовавших просто поддерживают саму идею: «Все правильно, государство должно воспитывать своих граждан».
Почти 15% тоже считают, что идея – хорошая, но то, как она реализовывается, работает не «за», а «против».
И к ним смело можно добавить ещё почти 23% проголосовавших читателей, которые считают, что «Сначала надо учителей научить Родину любить».
Послушайте, это, конечно, не репрезентативная выборка, но почти 38% явно уже столкнулись с тем, что что-то не так в реализации важнейшей государственной задачи!
И при этом, как написала наша читательница из Сибири,
«Уже началась обработка родителей "Отказываейтесь! Вы имеете право отменить преподавание любого предмета! " "У вас плохая страна-производитель протестуйте против флага и гимна!" И побежали...».
А ведь она как раз из тех, судя по всему, учителей, которая готова и хочет учить гражданственности учеников. Но что ей и другим учителям гимназий скажет директор, которому совсем не нужны жалобы «либеральных» родителей? А они, кстати, обычно очень активны и уверенно сыплют статьями Конституции и всяческих нормативов?
Таких, к слову, и среди наших читателей не так уж мало: 13,64%.
И всё-таки
И всё-таки мы не готовы примкнуть к всепропальщикам, которые чуть что – сразу начинают страдать: вот, мол, опять хорошее дело загубили, и опять ничего у нас не получится…
Во-первых, потому, что – и тут согласимся с «Тайнами» - много в нашей стране таких учителей, кто и до «Разговоров о важном» учил своих учеников любить Родину, не предавать товарищей и отличать добро от зла.
Иначе не было бы у нас сейчас столько геройских ребят, от подвигов которых в битве с укронацистами дух захватывает.
Во-вторых, 88% наших читателей, которые считают саму идею правильной, - это сильно. И они точно поддержат каждого учителя, который будет искренне с их детьми о патриотизме и нравственности говорить.
И, наконец, в-третьих: мы всё-таки надеемся, что к следующему учебному году и материалы для таких уроков будут подготовлены, как следует. И да – методички. И, что очень важно, те самые нормативы, которые сейчас позволяют «либеральным» родителям безнаказанно травить учителей-патриотов.
В конце концов, любой путь начинается с первого шага.
Наталия Старичкова