Деньги есть – квартир нет: «ДОМ.РФ» собирается «отвернуться» от обманутых дольщиков
В пятницу, 11 декабря, стало известно, что, кажется, подходят к концу затянувшиеся и очень непростые переговоры правительства Ленобласти с федеральным Фондом защиты прав граждан – пострадавших участников долевого строительства. Вполне возможно, что решение будет не в пользу обманутых дольщиков 47-го региона.
В целом, все это напомнило эпизод из «Простоквашино» с почтальоном Печкиным про посылку «для вашего мальчика, но я вам ее не отдам». Правда тогда это было смешно, а сейчас ни дольщикам, ожидающим годами своих квартир, скитаясь по съемному жилью, ни в Правительстве Ленобласти, где добросовестно и ответственно исполняют свои обязательства по достройке проблемных долевок, надеясь на взаимность федерального центра, не до смеха. Как говорится, надежды не оправдались.
Напомним, что еще год назад на старте сотрудничества с Фондом защиты прав граждан (ДОМ.РФ) говорили и на региональном, и на федеральном уровне о том, что к 2023 году в Ленобласти не останется такого понятия, как «обманутые дольщики». И не безосновательно.
Предполагалось, что буквально стахановскими темпами, можно достроить все проблемные долгострои в Ленобласти за несколько лет, также, как и в остальных субъектах России. При этом из трех источников должно было осуществляться финансирование работ по достройке, либо выплата компенсаций дольщикам.
Сперва планировалось, что все дома, по которым застройщики сделали страховые отчисления в компенсационные фонды (по аналогии со страхованием банковских вкладов) достроят как раз за счет этих средств. В свое время в банковской сфере данный подход продемонстрировал свою эффективность, и в стране не осталось обманутых вкладчиков. Аналогичным способом планировали решить и данный вопрос по дольщикам.
А по «незастрахованным» объектам» было решено, в соответствии с соглашением между Фондом и правительством Ленобласти, вести достройку и выплаты компенсаций в формате софинансирования с привлечением средств федерального и регионального бюджетов. На данные цели в бюджете 47-го региона предусмотрели и зарезервировали в общей сложности 2,8 млрд рублей, опять-таки в соответствии с Соглашением. Фонду уже перечислены свыше 600 млн из этой суммы.
На сегодняшний день в Ленобласти в общей сложности официально насчитывается 205 проблемных долгостроев.
Могло быть и больше, но в 47-ом регионе вполне обоснованно посчитали, что «на Фонд надейся, но и сам не плошай». Исходя из этого, буквально за три года (2018-2020) без участия бюджетных средств, собственными силами было введено в эксплуатацию 64 многоквартирных дома по региональным программам достройки с привлечением инвесторов и доноров. Более 12 тысяч в прошлом «обманутых дольщиков» получили ключи от своих квартир.
Федеральный Фонд принял положительное решение по 61 долевке из оставшихся 205 проблемных долгостроев: по 43 домам – достройка, по 18 домам – выплата компенсаций.
По итогам заседаний Наблюдательного совета федерального Фонда ожидают решения еще 78 проблемных объектов долевого строительства в Ленобласти.
Однако в 2020 году что-то пошло не по плану, несмотря на вполне успешный старт сотрудничества с ДОМ.РФ по достройке проблемных долевок в прошлом году.
В июле в одностороннем порядке фонд изменил схему софинансирования, просто поставив регионы перед фактом, что теперь помимо трех источников – останется только два. При этом существенно увеличилась доля софинансирования регионов. Например, по новой схеме из бюджета 47-го региона потребовали дополнительные 9,4 млрд рублей на достройку всех проблемных долевок.
Отметим, что еще в прошлом году что-то подобное вполне открыто предрекал бывший конкурсный управляющий одного из самых нашумевших застройщиков-банкротов Ленобласти «Навис» Даниил Федичев. Считается, что Федичев был лишен аккредитации в ДОМ.РФ именно после его громких заявлений.
Помимо этого, появились вопросы по поводу непрозрачной финансовой политики федерального фонда. Из 600 миллионов, которые 47-ой регион уже перечислила в ДОМ.РФ, на достройку проблемных долевок потрачено лишь 100 млн, сообщили в строительном блоке Ленинградской области. Пока что судьба полумиллиарда рублей так и неизвестна.
На этом фоне глава Ленобласти Александр Дрозденко совместно с руководителями регионального строительного блока уже не раз обращались к руководству федерального Фонда, и в правительство Российской Федерации с просьбой соблюдать условия соглашения, не меняя «правила игры» и строго соблюдая все первоначальные договоренности.
В частности, предлагается:
Изменить пропорцию софинансирования - 67% - бюджет РФ и 33% - бюджет Ленобласти.
Софинансировать достройку за счет бюджета 47-го региона лишь при наличии обоснованного дефицита финансирования из средств компенсационного фонда.
Оказать бюджету Ленобласти финансовую помощь из бюджета Российской Федерации в размере дефицита финансирования.
Использовать компенсационный Фонд как самостоятельный источник финансирования завершения строительства.
Предоставлять субъектам России полную информацию о расходовании средств.
Однако пока все обращения 47-го региона так и не нашли на федеральном уровне понимания.
В целом все переговоры по вопросам защиты прав дольщиков с федеральным центром проходят по схеме «шаг вперед – три шага назад». С одной стороны, вроде 47-ой регион готов торговаться в Москве по суммам региональных траншей и условиям софинансированиям. С обратной стороны, есть проект постановления правительства РФ, который подготовлен, как предполагает наша редакция, по инициативе Фонда защиты прав дольщиков, который в принципе может поставить крест на федеральной поддержке достройки проблемных долевок Ленобласти, как и в остальных субъектах страны.
Проект документа прописывает новые требования к объектам, которые могут включить в программу достройки федерального Фонда. В строительном блоке 47-го региона хватаются за голову: исходя из новых правил ни один объект в Ленобласти не сможет рассчитывать на положительное решение Наблюдательного совета Фонда.
По-простому говоря, дольщиков могут лишить на вполне законных основаниях последней надежды на скорое новоселье.
К примеру, по новым правилам Наблюдательный совет имеет право отказать в достройке дома или выплаты компенсаций, если объект готов менее, чем на 50%. Также не уточняется, о какой готовности идет речь: объемах финансирования, строительной готовности или расходовании привлеченных средств дольщиков. Можно выбирать абсолютно любой вариант, чтобы по каждому проблемному объекту, выносящемуся на рассмотрение Набсовета, вынести отказ.
Кроме того, по каждому объекту обязаны быть действующие техусловия на подключение к инженерным сетям. Если учитывать по всем объектам, что за годы стройки многое изменилось – от подрядчиков и поставщиков до мощностей - действующих техусловий на данный момент нет ни у кого. И это является таким же законным основанием для отказа в достройке.
И так по каждому из 8 пунктов новых правил, планирующих закрепить в постановлении правительства России. И это окончательный провал федеральной программы достройки проблемных долгостроев в регионах РФ. Если, конечно, документ подпишут.
По меньшей мере, глава 47-го региона Александр Дрозденко совместно со строительным зампредом регионального правительства Михаилом Москвиным не опускают руки и каждый раз стараются договориться с федеральным центром.
При любом исходе, дольщиков в Ленобласти не бросят. Тем более, что в регионе имеется опыт «жить на свои». И это у Ленинградской области даже очень хорошо получается. Другое дело, что существенно сдвигаются сроки достройки проблемных долевок в 47-ом регионе из-за отказа федерального центра от своих обязательств. А это вновь месяцы и годы, проведенные дольщиками Ленобласти в томительном ожидании.
Однако на сегодняшний день ставить точку в данной истории слишком преждевременное решение. Потому пока – только многозначительное многоточие.