Как Ленобласть посматривает на рейтинги и идёт дальше
Одна из существенных экономических задач сегодняшнего дня для всей страны и для каждого региона – это качественные рейтинги инвестиционной привлекательности, хоть это и может показаться странным. Причём, необходимы такие рейтинги, в объективности которых могли быть уверены любые инвесторы, как отечественные, так и зарубежные. Пока же регионы вручную доказывают свою экономическую привлекательность, а президент говорит во всеуслышание о необходимости совершенствования методологии рейтинговых исследований.
Накануне опубликовали данные рейтинга Агентства стратегических инициатив по инвестиционной привлекательности регионов. И Ленинградская область обнаружили себя с откровенным изумлением на 13 месте. Вроде бы всё очень даже неплохо: Ленобласть вошла в ТОП-20, но удивило то, что для 47-го региона – это снижение на 4 пункта.
А как же тогда «Итоги рейтинга инвестиционной привлекательности регионов» от Национального рейтингового агентства за 2019 год?
Выходит, что согласно данным одних экспертов – Ленобласть подтвердила своё 7 место в 2019 году, а по данным других – нет? Может быть никто бы и не заметил, если бы разница была в один-два пункта, но тут она чуть ли не вдвое?
Вчера даже Владимир Путин дал ответ на подобное изумление. Он во время выступления на дистанционном заседании Наблюдательного Совета АСИ благодарил всячески за проделанную работу, но не преминул деликатно отметить:
«Я согласен с тем, что нужно обновлять методологию рейтинга».
Именно методология должна быть отточена и, наконец, должна применяться так, чтобы все заинтересованные лица могли довериться ей, проверив логику и оценки экспертов. Иначе встает вопрос: зачем тогда вообще нужны рейтинги инвестиционной привлекательности?
Кстати Россия, сталкивалась не раз с некоторыми странностями в оценках мировых рейтинговых агентств. Так что совершенствования методологии отечественных рейтингов – задача государственной важности.
Пока российским регионам и отечественным компаниям приходится практически самостоятельно формировать адекватное представление об экономической привлекательности. На рейтинги, конечно, посматривать, но относиться к ним пока не больше как к экспертным настроениям.
Кстати, ещё жёстче о рейтингах говорят сами эксперты.
«К каким-либо рейтингам я в принципе отношусь скептически. Когда таких продуктов стало великое множество, то они тут же потеряли в цене и стали больше медиа-продуктом. Во-первых, мы никогда до конца не знаем полную методологию конкретного исследования. Во-вторых, исследуемое поле или объект всегда очень подвижны, и измерить какую-либо величину (значение, охват) с точностью и без погрешностей практически невозможно, даже если это исследование качественное. У каждой социологической группы свои методы работы, основанные на синтезе научного и практического подходов. Кроме того, было бы наивно полагать, что инвесторы (особенно иностранные) принимают решение о сотрудничестве с регионами нашей страны, опираясь только на рейтинги провластных структур. Предприниматели заказывают исследования у независимых социологов (маркетологов), если несут свои деньги на чужую территорию, и будем уж честными до конца – всегда ищут гарантий спокойной работы в высоких региональных кабинетах. Недавно президент говорил о том, что нам нужно совершенствовать методологию исследований. Но я не думаю, что это будет реализовано на практике. Главным образом потому, что на рынке много игроков, для которых подобные работы – основной источник доходов. Потому одна единственная «правильная» схема никому не нужна. Примеров здесь множество: от разницы в замерах уровня протестных настроений в регионе/стране, которые делают одни специалисты и утверждают, что только их исследования самые правдивые, до всевозможных попсовых «губернаторских бирж и главных повесток» вкупе с количеством упоминаний в соцсетях. Что касается замеров инвестиционной привлекательности, то самый правдивый показатель, который региональная власть может потрогать своими руками – уровень доходов бюджета по статьям поступлений», - рассказывает директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад», социальный технолог Екатерина Колесникова.
Бюджет за 1 квартал 2020 года был исполнен с профицитом в 5,7 миллиардов рублей, согласно свежим официально подсчитанным данным о состоянии бюджета Ленобласти. Было потрачено только 29,6 миллиардов. А региональный бюджет в 1 квартале 2020 года вырос на 6,3 % — 1,9 млрд рублей — по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, по данным комитета финансов, налоговые и неналоговые поступления.
Даже стресс из-за коронавируса не уронил областной бюджет в «минус», по данным Оnline47, но об этом станет известно чуть позже в окончательных цифрах.