Top.Mail.Ru

Первые

Ребят из роты беспилотников, что в посёлке Каменка Выборгского района, можно назвать первыми во всех отношениях. И потому, что в своём деле — лучшие в Западном военном округе, и потому, что в числе первых освоили новую профессию.

 

Одни армейские профессии уходят в прошлое, на смену им приходят новые. Исчезли кавалерийские части, практически не требуются и мастера-наездники. Зато появилась робототехника, а для неё нужны операторы с совсем другими знаниями и умениями.

В современных армиях беспилотные летательные аппараты (БПЛА) такая же необходимость, как мобильный телефон для человека. Есть среди них совсем малыши, напоминающие игрушку; их вес исчисляется килограммами. Но разрабатываются и перспективные модели — гиганты по несколько тонн, способные нести большой груз и преодолевать огромные расстояния.

Беспилотники — или дроны, как их еще называют — незаменимы при выполнении многих задач: разведке местности, корректировке огня, поиске пропавших людей. Большие боевые беспилотники и сами по себе — грозное всевидящее оружие.

В российской армии роты БПЛА стали массово формировать в 2013 году. Тогда же операторы дронов появились в Каменке. По словам военнослужащего роты беспилотников Дмитрия Бондаренко, который был в числе первых в этой сфере, дело это новое, техника дорогая, а потому и ответственность — большая. И отбор желающих учиться новой специальности — серьёзный. Попасть в роту могут только контрактники. Образование требуется не ниже среднего технического, ещё лучше — высшее. Знание компьютера — само собой, но важны и психологические качества.

Основные задачи роты — ведение воздушной разведки. Есть взвод ближнего действия, который придаётся группам специального назначения — тут и беспилотники маленькие. Есть более крупные — с их помощью, например, наводят артиллерию и авиацию.

Поскольку каждому беспилотнику требуется много сопутствующей аппаратуры, операторы дронов работают в составе расчётов из семи человек, которые и обслуживают летающий аппарат. Расчет — это офицер, четыре оператора, техник и водитель. Каждый отвечает за свою часть работы, но когда требуется оперативно развернуть весь комплекс, все работают как одна команда. Операторов в смене двое. Один в паре управляет собственно полётом дрона, который может подниматься на высоту до 5 километров, другой — его видеокамерами и заодно расшифровывает полученные данные.

Наиболее востребованная модель беспилотника — «Орлан-10». Находиться в воздухе может по 12 часов. Отсюда и сменность — человек-то устаёт быстрее.

«Камеры дневного и ночного видения показывают очень разную картинку в плане цветового спектра, — делится профессиональными тонкостями оператор расчёта Михаил Квачегин. — Нашему глазу сложно быстро переключаться, и, например, человек, который сидел на ночной камере, поначалу будет гораздо хуже распознавать объекты на дневной камере. Поэтому работа гораздо эффективнее, когда один смотрит ночью, а другой — днём».

Мастерство и опыт ребята нарабатывают многочисленными тренировками на домашнем полигоне. О высоком уровне подготовки в каменской роте беспилотников свидетельствуют результаты: Дмитрий и Михаил в составе единого сборного расчёта стали лучшими в Западном военном округе, а на всеармейских соревнованиях, проходивших в конце июня, заняли второе место.

Несмотря на большую ответственность, желающих освоить новую специальность хватает. Работа интересная и очень перспективная — спрос на операторов БПЛА высокий. А принадлежность к разведке добавляет ощущения причастности к важному и нужному делу. Наверное, поэтому на сакраментальный вопрос, нравится ли вам то, чем занимаетесь, Михаил ответил кратко и ясно: «Очень. Я нашёл свою работу».

Елена ЛОГИНОВА  

Теги: