Общество повернулось к инвалидам: формально или по-настоящему?
Руководитель федерального Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева после знакомства с воспитанниками Мультицентра социальной и трудовой интеграции решила включить проект в число лучших практик АСИ.
Таким образом, областной опыт интеграции инвалидов будет тиражироваться по всей стране.
Удобно всем
В повседневной жизни человек с инвалидностью сталкивается с немалым количеством препятствий. И зачастую они начинаются прямо на пороге собственного дома.
Действительно, спуститься в коляске с 5 этажа, чтобы выйти на улицу — задача непростая даже при наличии помощника. Пандусы, которые отвечали бы всем современным требованиям, нечасто встретишь даже у подъездов. Да и сама их установка — дело небыстрое. Ведь сначала нужно получить ещё и согласие всех жильцов дома. В продаже есть инвалидные кресла-ступенькоходы. Но цена на них колеблется в районе 250-300 тысяч рублей — сумма по некоторым меркам астрономическая.
«20 лет назад мне сделали операцию на ногах, и я месяц провёл в инвалидном кресле. Тяжело пришлось не только мне, но и моим родителям. Помню, в нашем доме в Выборге не работал лифт, и чтобы спуститься с 8 этажа переносили сначала меня, как рюкзак, а потом мою коляску», — вспоминает Алексей Тумаков, двукратный паралимпийский чемпион по футболу.
В Ленинградской области проживают почти 150 тысяч инвалидов. И мир за пределами жилища чаще всего недружелюбен, а пребывание в нём для людей с ограниченными физическими возможностями происходит «вопреки», а не «благодаря». Но всё-таки постепенно окружающее пространство становится более комфортным для людей с физическими и умственными особенностями.
«В сфере создания безбарьерной среды стало немного лучше, общество поворачивается к нам лицом, — рассказывает заместитель председателя Ленинградского областного отделения Всероссийского общества инвалидов Виктория Борканникова. — Но повторю лишь то, о чём и так много сказано: пандусы и другое вспомогательное оборудование не всегда соответствуют стандартам: неправильный угол наклона, скользкая поверхность, отсутствие поручней, пандусы в сеточку или перевязанные верёвкой, чтобы ими невозможно было воспользоваться. А ведь они нужны не только инвалидам, но и мамам с колясками или бабушкам с тяжёлыми тележками. А ещё же есть глухие и слепые, которым нужна тактильная тротуарная плитка».
За период с 2011 по 2016 год под нужды лиц с ограничениями по здоровью в области переоборудовали 230 объектов, среди которых учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. В библиотеках стоят видеоувеличители текста, у входов в учреждения всё чаще можно заметить специальные кнопки с изображением человека в коляске, и редкий светофор не сообщит, сколько секунд осталось до включения красного сигнала.
Не всегда диагноз
По оценке экспертов Международной организации труда, люди с физическими ограничениями — самая незащищённая категория на рынке трудовых ресурсов. Ведь работа даёт не просто средства к существованию, но и возможность почувствовать себя важной частью социума. Для инвалидов это важно вдвойне.
В 2016 году на формирование доступной среды для инвалидов в 47-м регионе потратили свыше 60 млн рублей. Одно из важных направлений в этой программе — создание для них условий труда.
Сегодня предпринимателям, которые выразят желание нанять инвалида, выплачивается до 500 тысяч рублей компенсации (на обустройство рабочего места). Однако общее количество трудоустроенных граждан с нарушениями здоровья в регионе по-прежнему остаётся невысоким. По официальным данным, в 2016 году трудоустроено 677 инвалидов. При этом на областных предприятиях доступными были 1 146 вакансий.
«У работодателей существуют определённые заблуждения и стереотипы. Они представляют себе инвалидов как людей, имеющих явно выраженные нарушения, которые требуют их изоляции вплоть до содержания в специализированных учреждениях. Хотя часто они отличаются от нас лишь педагогической запущенностью», — отмечают в Мультицентре социальной и трудовой интеграции.
Любовь ЛУЧКО